TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Пятница, 29.03.2024, 04:35

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

Тупик и трудности западного воспитания
Современные дети – это поколение, которое через двадцать-тридцать лет будет представлять самый активный и продуктивный слой населения страны. Основываясь на оценке культурных и экономических событий, которые пришлось пережить обществу, оно формирует собственную концепцию образования и воспитания. Таким образом, эта концепция меняется в зависимости от того или иного периода. В воспитании поколений используются разные педагогические подходы – иногда основанные на дисциплине, иногда на свободе, а иногда на авторитете. При этом можно заметить, что во многих странах вопросы воспитания часто регулируются в зависимости от официальной позиции государства, потому что форма правления в стране, правовая система, понятие прав и свобод человека определяют и концепцию воспитания.

В действительности же воспитание не является процессом, который можно четко проконтролировать. Помимо этого, в ходе него можно не достичь запланированных результатов. В воспитании все зависит не только от желания воспитывающего, его способностей и содержания воспитания. Одновременно с этим большое значение имеет также и «адресат». Другими словами взгляды «адресата», его заинтересованность, оценка, вкусы и возражения играют важную роль в формировании концепции воспитания. Рост количества средств массовой информации в обществе и хорошая осведомленность членов общества о происходящем со временем ослабляют и изживают концепцию воспитания, основанную на авторитете. Ожидания детей и подростков, разного рода течения, которые распространяются среди молодежи; посылы, которые передают СМИ; используемые в рекламе слова, которые стимулируют к тем или иным действиям, – вот другие важные факторы, которые влияют на формирование современной концепции воспитания. На сегодняшний день все эти факторы привели к появлению новой концепции, которая придает большое значение плюрализму и свободе в вопросе воспитания и делает их своими главными принципами. Преимущества и негативные последствия этой концепции можно проследить на примере образовательных систем Германии и некоторых стран СНГ. Если мы взглянем на систему образования и воспитания в этих странах, то увидим, что в их истории был период, когда существовал очень жесткий подход, целью которого было воспитание людей одного типа, в то время как индивидуальные суждения и предпочтения отодвигались на задний план. В этот период молодые люди вынуждены были получать воспитание в той форме, в какой его определило государство, без учета их способностей и психологических особенностей. Несмотря на то, что в последние годы в этих странах начали появляться новые личностно-ориентированные образовательные учреждения, которые придают большое значение способностям и психологическим особенностям детей, было время, когда молодые люди, к сожалению, воспитывались в рамках этой однобокой концепции.

В период с конца 1970-ых до начала 1980-ых годов в Германии были чрезвычайно популярны книги, основанные на тезисах Элис Миллер о «черной (отравляющей) педагогике». Под влиянием этих книг выросло равнодушное поколение, которое ставит на первое место сексуальность, избегает ответственности и ведет богемную жизнь, целью которой является наслаждение. На сегодняшний день, после того как система ценностей начала вырождаться, когда поведение детей и подростков начало выходить из-под контроля, снова стало актуальным ограничение желаний нового поколения и введения таких понятий, как дисциплина. Другими словами, воспитание снова стремится перейти от концепции свободы и либерализма к концепции дисциплины. Наряду с социальными трансформациями СМИ также играют важную роль в формировании новой концепции воспитания. В открытых теледебатах, научных публикациях и книгах известных педагогов – повсюду на повестку дня выносится одна и та же проблема. При каждой возможности обсуждается и насаждается в обществе идея о том, что детей надо больше воспитывать, что в воспитании необходимо введение общих ограничений и дисциплины. Об этом настолько часто говорят, что уже не возникает сомнений в том, что любой человек с улицы выскажет о состоянии современного воспитания то же мнение, что и специалисты с телевидения и педагоги-писатели, чьи книги входят в список современных бестселлеров.

Несмотря на то, что в течение последних 50 лет в Германии воспитательные функции семьи были частично переданы официальным образовательным структурам, нельзя сказать, что за это время дети стали более воспитанными и что у них появилась лучшая система ценностей или личных качеств. В немецком обществе обращает на себя внимание тот факт, что, с точки зрения нравственных ценностей, оценки других людей, религиозных, человеческих и политических принципов, дети все больше и больше отступают от взглядов своих родителей.

Критика в отношении воспитания и культуры обычно связана с двумя разными точками зрения:

1. Слишком широкий, либеральный взгляд, ориентированный на полную свободу.

2. Строгий, суровый взгляд, ориентированный на дисциплину.
Общественное мнение является свидетелем борьбы между этими двумя взглядами – двумя разными полюсами (крайностями) – и, не замечая того, направляется ими. В свое время при поддержке СМИ и специалистов в данной области каждый полюс (крайность) сформировал свою собственную концепцию воспитания и стремился получить одобрение со стороны общественного мнения. А в политике сложно принимать решения, которые идут вразрез с установившимся общественным мнением по тому или иному вопросу.

Дети в руках педагогов, находящихся под влиянием современных СМИ и политических веяний, более того, в первую очередь думающих о получении денег, превращаются в материал для опытов или в игрушку. В связи с этим детей в Германии то рассматривают как Божий дар, то как нежелательный груз, то как существо, которое с трудом поддается воспитанию. То, что каждые 10-15 лет в воспитании появляются противоположные друг другу тезисы, приводит к конфликтам между поколениями и членами семьи, источником которых является разница в системе ценностей.

Основная проблема – недостаток авторитета/дисциплины или недостаток времени?
Исследования жизни детей и подростков в немецком обществе показали, что более важную роль в позитивном развитии ребенка играет не установление запретов, дисциплины и авторитета, а нежность по отношению к ребенку, выделение времени для него, интерес к его деятельности и уважение к его личности. В ходе одного исследования, которое пыталось найти ответ на вопрос: «Насколько уровень сознания, суждения и ценности детей отличаются от их родителей и учителей?», выяснилось, что две трети детей «очень хорошо» чувствуют себя в семье, которая является для них самых главным институтом.

Одним из обязательных факторов воспитания является время, которое родители и дети проводят вместе в кругу семьи. В основе многих проблем, на которые жалуются дети и их родители, лежит проблема времени. Проблема нехватки времени, которая особенно остро встала в последние 15 лет, точнее, начиная с момента, когда компьютер и интернет стали активно становиться частью жизни человека, и до сегодняшнего дня, ставит современное воспитание в критическое положение. По утверждению профессора Дж. Элкерса, «главной проблемой современного воспитания является время». В связи с этим такие педагоги, как Зиннекер, останавливаясь на вопросе качества семейного окружения, которое родители могут предложить своим детям, обращают внимание на важность того общественного семейного капитала, который родители могут дать своим детям. Несмотря на то, что на Западе появились так называемые «семьи-побратимы», что помогает социализации детей, удерживает их от вредных привычек и оказывает пользу в вопросах воспитания, этого недостаточно. В наше время, когда дети и подростки находятся под сильным влиянием СМИ и тратят свое время, пропадая в виртуальном мире компьютеров, они еще больше нуждаются в общественном капитале и крепком семейном круге.

Исследования показали, что спокойная жизнь детей в своей основе зависит от семейной атмосферы, поддержки и одобрения, которое они получают в кругу семьи, от того как и насколько серьезно их воспринимают в семье. В ходе расширения урбанизации и развития средств связи в странах СНГ социальные проблемы, которые вместе с урбанизацией и индустриализацией появились в обществах Запада, начали быстро распространяться. В то время как усилиями телевизора, компьютера или интернета у каждого члена семьи формируется свой мини-мир, количество семей, которые придают значение ценности передаваемого детям общественного капитала, снижается, и особенно это заметно в городах. В этой ситуации семьи оказываются лицом к лицу с новой обязанностью – больше уделять времени детям и подросткам. Если не принять соответствующие меры, то чем больше общество будет находиться под влиянием открытой, плюралистической, либеральной культуры, тем выше будет риск увеличения числа девиаций в поведении, чувствах и суждениях детей. Стремление западного общества вернуть и снова ввести в использование в сфере воспитания детей такие понятия, как дисциплина, авторитет и наложение запретов, может дать нам представление о негативных последствиях неправильных методов, используемых в области воспитания и структуры семьи. Если считать, что тенденции к индивидуализму и плюрализму, имевшие место в Германии в течение последних 50 лет, стали причиной упадка традиционной системы ценностей, а также утери правильного направления в вопросах воспитания, то вполне естественным является то, что в последние 15 лет под влиянием консервативных ценностей воспитательная концепция снова стала меняться.

В наше время, когда очевидна необходимость всесторонне рассмотреть и найти ответ на вопрос: «Каковы основные потребности здорового развития детей и подростков?», средства связи и транспорта делают человека настолько мобильным, что у него даже не остается времени на то, чтобы найти ответ на этот и другие жизненно важные вопросы. В связи с этим мы обязаны также найти вразумительный ответ на другой вопрос: «Когда и при каких обстоятельствах можно говорить об успешном или неуспешном развитии ребенка, подростка или всего молодого поколения?» Здесь, конечно, можно перечислить качества, которые ни у кого не вызовут возражений, выдвинув на первый план те, которые являются наиболее важными. Например, мы можем сопоставить молодых людей, которые уверены в себе, нравственны, обладают характером, социально активны, умеют сопереживать, думают позитивно, ведут себя, осознавая свою ответственность, трудолюбивы и надежны, с молодыми людьми, которые не проявляют уважение, склонны к насилию, действуют бесконтрольно, равнодушны, играют в азартные игры, имеют такие вредные привычки, как потребление алкоголя и курение, «прячутся» в виртуальном мире компьютеров.

Таким образом, несложно догадаться, какие тенденции возникнут в воспитании сегодня и в ближайшем будущем. Страны СНГ должны извлечь урок из опыта Америки и Европы и в рамках своих культурных ценностей сформировать собственную концепцию образования и воспитания. В противном случае та концепция, которая распространилась в последние годы, и направлена только на успех, обучение через развлечение, которая подчеркивает индивидуализм и с самого раннего возраста поощряет (бесконтрольное) использование интернета, через некоторое время неизбежно приведет к негативным последствиям. Для того чтобы не оказаться в эпицентре общественных волнений, которые имеют место на Западе, необходимо пересмотреть вопрос воспитания человека, исходя из необходимости, в первую очередь, прививать ему ценности семьи и понятие совести.

В сложном современном мире, который полон проблем, все страны, несомненно, нуждаются в такой концепции воспитания и образования, которая будет включать в себя общечеловеческие и нравственные ценности. Ведь в основе всего этого лежит концепция воспитания, которая основывается на универсальных нравственных ценностях и стремится создать гармонию между разумом, наукой и душой.




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives/title/428
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (08.03.2013)
Просмотров: 1394 | Теги: родители, воспитание, дети, семья, Педагог | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Кто Вы?
Всего ответов: 124

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content