Для поддержания жизни человека очень важным является потребление и использование воздуха, воды и энергии, протекающее в рамках очень тонкого баланса. Потребность тела в энергии, а также скорость базального обмена веществ и выделение тепла за счет принятия пищи регулируются в зависимости от физической активности, то есть физическая активность является наиболее важным показателем затраты энергии. Базальный обмен веществ зависит от мышечной массы тела, возраста, пола и генетических факторов.
На увеличение потребления энергии влияют факторы, способствующие повышению или снижению аппетита. К ним относятся, например, увеличение уровня кортизола и норадреналина, повышающих аппетит, а также наличие инсулина и лептина – гормонов, регулирующих энергетический обмен и массу тела. Следует отметить, что едва ли не каждый день происходит обнаружение все новых и новых факторов, в той или иной степени воздействующих на аппетит. Это лишний раз доказывает то, что человек продолжает оставаться непознанным.
В отделе головного мозга (гипоталамус) собираются воедино все сигналы, связанные с питанием. Он отвечает не только за внутренние, но и за внешние факторы. За счет таких сигналов как визуальное восприятие пищи, ощущение запаха (особенно запах подгоревшего масла) происходит увеличение аппетита. Его наличие можно определить как ощущение, связанное с потребностью в пище, а отсутствие – как неполучение сигналов голода, идущих от мозга. Таким образом, аппетит регулирует поступление в организм пищевых веществ.
Отсутствие аппетита может начаться у детей довольно рано, и может изменяться в соответствии с их возрастными группами. Некоторые мамы признаются в том, что они принудительно кормили своих детей в период грудного кормления. Неприспособленные к твердой пище с 6-ти месячного возраста дети имеют тенденцию питаться исключительно грудным молоком и отвергать твердую пищу и в 12-18-ти месячном возрасте. Такие дети переживают период, который можно назвать зависимостью от грудного молока.
Отсутствие аппетита у детей младшего возраста (от 2-х до 6-ти лет) обычно исходит из преувеличения мам своих ожиданий. Если соответственно графикам развития детей вес и рост ребенка соответствует его возрасту, и не наблюдается никаких проблем со здоровьем, то следует изучить размеры ситуации с психологической точки зрения. Если семья направляет процесс питания в русло наказаний и вознаграждений, то дети этим обязательно воспользуются. Дети, чьи мамы пытались насильно накормить их в этом возрасте, могут столкнуться с проблемой лишнего веса через 3-5 лет. Из-за разнообразия предлагаемых детям в этом возрасте блюд может измениться их вкус, а малопитательная готовая пища покажется более заманчивой. У детей, питающихся таким образом, чаще наблюдается отсутствие аппетита. Наблюдения показали, что дети, страдающие отсутствием аппетита дома, едят намного лучше в детских садах.
С полутора-двух лет, предложив ребенку ложку, следует приучать его питаться самостоятельно. Те мамы, которые беспокоятся о том, чтобы ребенок во время еды ничего не пролил, и всякий раз находят, что он мало поел, препятствуют выработке этой привычки. Не следует забывать, что вид пищи, запах и вкус пробуждают «центр аппетита» головного мозга, а также не стоит отказываться от наличия различных блюд на столе. Для сбалансированного питания ребенок должен ощущать вкус и запах пищи, видеть ее внешний вид. На аппетит ребенка оказывает влияние порядок за столом, взаимоотношения родителей, а также наличие или отсутствие братьев и сестер.
Вероятно, следует выделить группы детей, у которых наблюдается отсутствие аппетита:
1- временное отсутствие аппетита может наблюдаться у детей, страдающих наличием у них метаболических или инфекционных заболеваний. При заболеваниях сердца, почек, печени и брюшной полости отсутствие аппетита неизбежно. В этом случае необходимо провести комплексное обследование организма ребенка, а также должны быть сделаны некоторые анализы;
2- дети, привыкшие большей частью питаться стоя (fast food), не садясь за стол, а также исключающие из рациона овощи и фрукты, становятся разборчивыми в еде;
3- дети, страдающие нарушениями жевательной и глотательной функций;
4- дети, не страдающие нарушениями в развитии, но причисляемые к этой группе своими мамами.
Не следует забывать, что ребенка, съевшего меньше той нормы, которую предложила его мама, нельзя приписывать к числу страдающих отсутствием аппетита. Количество употребляемой пищи между детьми-ровесниками может отличаться. Поэтому развитие ребенка должно контролироваться, и в случае отсутствия каких бы то ни было отклонений в развитии, не следует принимать принудительных мер в отношении его режима питания.
У детей с плохим аппетитом может наблюдаться отставание в росте и общем развитии, что вызвано плохим питанием. Помимо этого, серьезные проблемы со здоровьем возможны при нехватке витаминов и минералов. Плохой аппетит у детей школьного возраста может быть вызван несколькими причинами:
1- занятостью родителей (работа);
2- нехваткой времени у ребенка в связи с учебой в школе, на курсах и т. д.;
3- в результате привычки есть стоя, дети со временем отдаляются от культуры есть за столом, от приготовленных домашних блюд и привыкают к вредной для здоровья еде.
У детей в подростковом возрасте (12-15 лет), как правило, часто наблюдается чрезмерное питание и ожирение. В этот период на первый план выступает желание похудеть и забота о внешнем виде. Также может наблюдаться большая потеря аппетита и снижение веса, связанные с болезнью психологического голода (нервная анорексия). Семьям таких детей не следует упускать из внимания опасность появления ряда вредных привычек, к примеру, курение сигарет и т.п. Исходя из роста и веса ребенка с плохим аппетитом, нужно объективно взглянуть на ситуацию и определить для него возможно опасные границы.
Пагубное влияние на детей со стороны телевидения, интернета, «улицы» и отчасти школы налагает особую ответственность на каждую семью и общество. Доверенные нам Всевышним Творцом невинные дети, впитывающие в себя все окружающее, нуждаются как в самой еде и питье, так и в их качестве.