TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Четверг, 28.03.2024, 17:08

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

Обучение особоодаренных учеников
Срождения люди наделены различными способностями. Человек, одаренный в одной области, может не обладать ими в другой. Кроме того, одаренные в одной области люди могут иметь разные степени одаренности. Благодаря этому обществу была дана возможность самостоятельно проводить разделение труда и постоянно развиваться в каждой сфере. Однако в то время, когда в одних странах уделяется большое внимание обучению способных людей и развитию их способностей, иные государства попросту игнорируют таких людей. В особенности, неспособность выявить особоодаренных детей в школьном возрасте и дать им хорошее образование расценивается как огромная потеря для целого народа. Когда этого не происходит, возникает опасность того, что эти дети со временем могут стать опасными людьми, наносящими вред не только себе, но и всему обществу. Действительно, особоодаренные люди могут сыграть большую роль в развитии общества, повлиять на ход истории и продвинуть науку и высокие технологии вперед. Государства, которые выявляют особоодаренных детей еще в школьном возрасте и обучают их в сферах их одаренности, стремительно развиваются в таких областях как наука, технологии и экономика, и становятся доминирующими мировыми державами. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Англии, Израиле и Германии обучению особоодаренных учеников придается огромное значение, не случайно в этих странах отмечается высокий уровень развития (Тереза, 2005; Айдын, 1994; Хэни, 1994). В многовековом господстве Османского государства есть большая доля прекрасного образования, которое получали особоодаренные люди. Впервые в мире наиболее значительная работа по выявлению и обучению особоодаренных детей была проделана в Османском государстве – в «Школе Эндерун».
Кем является особоодаренный ученик?
Особоодаренные ученики являются людьми, которые мыслят неординарно и их мысли всегда отличаются от мыслей друзей. Они не пропускают ни малейшей детали, оригинально комментируют темы и события, добывают новые знания и применяют их на практике. Также они быстро схватывают новые знания, идут впереди всех в интеллектуальных и академических сферах, обладают большим потенциалом в одном или нескольких направлениях искусства. Такие люди образуют только два процента всего общества. Их не интересуют оценки, им не очень нравится регулярно делать уроки и выполнять домашние задания. Они склонны находить практичные решения буквально на все. Эти люди загораются новыми идеями, желают развивать дальше уже существующие идеи, много анализируют, подвергают сомнению и задаются разными вопросами. Но они также могут быть весьма непредсказуемыми людьми. Обычно они предстают перед нами как проблемные ученики, которые создают сложности в школе. С ними нелегко ладить, они нарушают спокойствие на уроках и часто возражают, или же наоборот, ни во что не вмешиваются. Биографы знаменитых людей, повлиявших на ход мировой истории, пишут, что школьные учители не замечали их способностей, и в школе они оценивались как проблемные дети (Энч, 1979). Например, Эдисон, так и не сумевший адаптироваться к школе, получил домашнее образование от своей матери, которая была опытной учительницей (Атаман, 2003).
Педагоги испытывают большие затруднения при определении критериев особой одаренности у учеников. На Западе с этой целью были разработаны различные тесты. Одним из них является проверка умственных способностей. Ученики, получившие 125-130 и выше баллов в общепризнанных и достоверных тестах оценки интеллекта, считаются особоодаренными.
Ученики с превосходными общими умственными способностями привлекают внимание своими следующими особенностями (О. Эрсой, Н. Авджы, 2001; Чаглар, 1972; Озсой и Арк, 2002):
* Они обучаются всему быстро. В сравнении со сверстниками они быстрее впитывают знания, связанные с той областью, в которой их способности выявлены наиболее ярко, и желают комментировать эти знания.
* Они хотят развивать дальше полученные ими знания: задают вопросы, связанные с пройденной темой, и намерены продолжать ее, то есть желают развития приобретенных на уроке знаний. Если не поддерживать эти способности, то со временем они утрачиваются. Таким образом, ученик, который в начальных классах жаждет развития своих способностей, к окончанию школы может потерять к ним всяческий интерес.
* Они получают удовлетворение от беседы с взрослыми людьми и часто предпочитают друзей из числа взрослых. Особенно они любят беседовать с учителями или взрослыми людьми на научные темы.
* Они обладают аналитической способностью и умением формулировать свои мысли.
* Они обладают огромной умственной энергией и постоянным желанием действовать.
* Они могут быть как подвижными и активными, так и замкнутыми и спокойно живущими людьми.
* Они улавливают мельчайшие детали в рассказанной теме.
* Они учатся не ради родителей, учителей или родственников, а ради утоления своего сильного желания учиться.
* Они любознательны и постоянно спрашивают: Как? Почему?
* Они обладают достаточно емкой памятью для хранения знаний.
* Они легко понимают сложные вещи и события.
Можно и дальше перечислять эти особенности (Тархан, 2005). Но следует обратить внимание на следующее обстоятельство: Если ученик обладает одной или несколькими из этих особенностей, то не следует, основываясь только на этом, делать вывод, что этот ученик является особоодаренным. С другой стороны, согласно подходу многосторонней одаренности, области одаренности учеников могут отличаться друг от друга. Ученик с большими математическими способностями может показывать средний уровень на уроках гуманитарного профиля, а в рисовании может быть даже ниже среднего уровня. А ученик с ярким талантом художника может не справляться, например, с уроками естество­знания.
Такое понимание как «умный ученик будет успевать по всем предметам» не распространяется на каждого ученика. Поэтому метод определения особоодаренных учеников, предназначенный для одного предмета, не следует применять для других предметов. Для отбора одаренных учеников по таким предметам, как рисование, музыка и спорт используются разные методы.
Образовательные модели, применяемые для особоодаренных детей
В разных странах мира используются разные модели, применяемые в обучении особоодаренных учеников. В основном, они основываются на трех таких подходах, как раздельное обучение, совмещенное обучение и индивидуальное обучение (Атаман, 2003; Чаглар, 2004; Озсой и Арк, 2002).
1. Раздельное обучение: При раздельном обучении особоодаренные ученики собираются в специальной школе согласно профилям своих способностей и получают специальное образование. Самым успешным образцом раздельного обучения считается вышеупомянутая османская «Школа Эндерун». До и после «Школы Эндерун» не наблюдалось столь значительных успехов в применении этого метода. Сегодня применение подобных воспитательных методов не считается подходящим в силу таких причин, как изолирование учеников от общества, прививание им чувства высокомерия над остальными членами общества, эгоизма и неправильного развития личности (Чаглар, 2004).
2. Совмещенное обучение: согласно этой модели обучения особоодаренные ученики обучаются, не удаляясь от своей школы и своих друзей. Эта модель практикуется в пяти разных видах, которые перечислены ниже:
Обучение в специальном классе: особоодаренные ученики в школе собираются и обучаются в специальном классе. В Турции эта модель была безуспешно опробована в шестидесятые годы прошлого века (Атаман, 2003).
Раннее начало обучения: ученики, выявленные как особоодаренные, принимаются в школу на год или два раньше, независимо от их хронологического возраста. Такая практика, считающаяся нормальной с точки зрения общей умственной деятельности, не рекомендуется с точки зрения духовного и физического развития ученика. Ускоренное обучение: ускоренное обучение является переходом ученика, принимая во внимание его уровень умственного развития, на один класс выше. Считается допустимым применять такую практику не более двух раз.
Группы со схожими способностями: здесь ученики, которые имеют одинаковые способности и интересы, собираются в одну группу. После окончания уроков с этой группой проводятся дополнительные занятия по предметам, в которых они показывают наибольшие способности.
Обогащенные программы: особоодаренным ученикам, обучающимся среди своих сверстников в нормальной образовательной среде, даются специальные задания.
3. Индивидуальное обучение: особоодаренные люди получают специальное образование по предметам, в которых продемонстрировали особые способности.
Когда были исследованы вышеперечисленные модели, то самыми подходящими моделями оказались «группы со схожими способностями» и «обогащенное обучение». Ученики, которые отделены от сверстников и привычной обстановки, сталкиваются с различными проблемами.
При обучении в группах детей с одинаковыми способностями составляется группа из учеников с одинаковыми сферами одаренности и интереса (идеальным размером группы является 3 человека). К этой группе прикрепляется один учитель-консультант. В свободное после уроков время эти ученики проводят исследования в областях своих интересов. Вначале исследования проводятся на простые темы. Работая над простыми темами, ученики познают и практикуют методы научного исследования. В это время они учатся тому, как проводить исследования и что делать при столкновении с проблемой. Они не осознают, что учатся методам проведения научных исследований, но фактом остается то, что они все же учатся им. Таким образом, появляется возможность воспитать особоодаренных учеников с малых лет исследователями, рационализаторами, реформаторами и людьми, которые открыты к переменам, добывают, практикуют и развивают знания. Одновременно эти люди не подвергаются таким негативным последствиям, как тос­ка по друзьям, изолированность от общества и присваивание им разных прозвищ. На этих занятиях старшеклассники показывают ученикам младших классов пример того, как должны учиться особо­одаренные ученики.
При обучении с обогащенной программой ученик продолжает нормально учиться в своем классе. Под руководством своего учителя он проводит исследования в области, в которой проявилась его одаренность, и рассказывает одноклассникам о результатах своей работы. Таким образом, ученик имеет возможность развивать свои способности и одновременно получать удовлетворение от пользы, которую он приносит своим друзьям.
Одновременно своими работами он служит примером для остальных учеников. В этой программе самая ответственная работа возлагается на учителя. Он должен определить сферу интересов ученика и в соответствии с его способностями составить программу занятий.
На что обратить внимание в обучении особоодаренных учеников?
Особоодаренному ученику не должны говорить, что он имеет «особенные дарования». Потому что слово «особый», порождая чувство превосходства у такого ученика, может придать чувство чрезмерного самолюбия, неприятия любых идей, которые не исходят от него, может привить ему обыкновение унижать других и внушить, что он может сделать все и только самое лучшее. Как результат, ученик убеждает себя в своей неординарности и, полагая, что уже не нуждается в учебе, готов ее бросить.
Каждого ученика надо оценивать с точки зрения его профиля одаренности. Например, ученика с особым даром к математике нужно обучать с учетом того, что он обладает особыми способностями только к математике. Весьма возможно, что ученик с прекрасными математическими способностями может показать средний уровень по естествознанию, как и ученик с ярким талантом художника может показать средний уровень по математике и уровень ниже среднего по естествознанию. Мы уже указывали на то, что как в обществе целом, так и среди педагогов существует ошибочное мнение, согласно которому ученик, показавший отличные результаты по одному предмету, должен успевать и по другим предметам. Особоодаренные ученики демонстрируют свои способности по одному или нескольким предметам, а по всем остальным предметам они показывают средний уровень или уровень ниже среднего.
Особоодаренные ученики нуждаются в специальном обучении, подобно тому, как в обучении учеников со зрительными и слуховыми проблемами и проблемой умственного развития принимается помощь от специалистов всех этих направлений.
Заключение
Самой большой разницей между учеником обычным и особоодаренным является высокая производительность одаренного ученика в сфере своих интересов, умение добывать новые знания и развивать существующие знания, то есть пребывание в состоянии перемен и обновления. Такие ученики могут осуществить то, что нормальному человеку представляется невозможным или даже не приходит на ум. Передвижение кораблей по суше, изобретение электричества, разработка средств передвижения с мотором и создание художественных, музыкальных, литературных и других бесценных шедевров искусства, – все это стало возможным только благодаря людям, которые были одарены особыми способностями.
Обладание особыми способностями является милостью Творца. Эту божественную милость должны увидеть не только одаренный ученик, но и родители, и педагоги, которым надлежит определить эти способности и обеспечить ему соответствующее образование. После обнаружения и развития этих способностей можно будет использовать их для выполнения работ, которые не по силам обычным людям. Таким образом, этот данный Всевышним особый дар будет служить поводом для совершения благих дел и станет полезным не только для самого этого человека, но и всего общества. С другой стороны, такие люди также должны обогащать себя духовными и моральными ценностями. Если эти люди лишены таких ценностей, то они могут стать настолько опасными, что будут способны нанести обществу намного больше вреда, чем обычный человек. Здесь наибольшую ответственность за выполнение всех этих обязанностей несут педагоги.
Наш современный мир с нетерпением ждет людей, которые принесут миру покой, надежду и умиротворение, соединив знания с нравственностью. Когда каждый из этих людей с разными способностями начнет работать в различных жизненных сферах, наш мир станет ближе к Красоте и Доброте.

Литература
1. Атаман, Айшегюль. Введение в специальное образование. Анкара, Издательство Гюндуз, 2003.
2. Айдын, Селим. Другой взгляд на образование. Измир, Издательство ТОВ, 1994.
3. Чаглар, Доган. Особенности особоодаренных детей. Журнал педагогического факультета Анкарского университета, вып. 5, № 3, 1972.
4. Чаглар, Доган. Модели обучения особоодаренных детей. Стамбул, Издательство Детского фонда, 2004.
5. Энч, Митат. Сила одаренного человека. Издательство педагогического факультета Анкарского университета. № 83, Анкара,1979.
6. Эрсой Озлем, Авджы Неслихан. Люди с высоким интеллектом и особыми способностями, дети со специальными потребностями и их обучение. Специальное обучение, Издательство Я-па, Стамбул, 2001.
7. Фельдман, Д. Ф. Теория развития и выражения способностей и талантов. Развитие таланта в течение всей жизни, Хоув, Великобритания: Издательство Психология, 2000.
8. Хэни, А. Эрнст. О взаимозависимости диагноза и консультирования в поддержку особоодаренных людей. Поведенческое и когнитивное развитие. Презентация, сделанная на конгрессе Немецкой ассоциации психологов, Гамбург,1994.
9. Монако, Тереза. Американские и британские образовательные методы для одаренных и талантливых студентов, АЭ-Экстра. Январь 2005.
10. Озсой, Яхья. Мехмет Озюрек, Сулейман Эрипек. Дети, нуждающиеся в специальном образовании: Введение в специальное образование, Издательство Каратепе, с.140-142, Анкара, 2002 .



Источник: http://www.noviyegrani.com/archives/title/499
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (08.03.2013)
Просмотров: 1609 | Теги: индивидуальное обучение, раздельное обучение, одаренные дети, Способности, совмещенное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Престижно ли быть учителем?
Всего ответов: 71

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content