Игра – это школа, в которой ребенок изучает роли из взрослой жизни. Это
непосредственная среда, где ребенок впервые сталкивается с проблемами,
учится решать их и избавляться от эмоционального стресса. Во время игры
ребенок познает азы поведения в обществе и оттачивает свои уже
приобретенные навыки. Игра для ребенка является такой же естественной
потребностью, как питание и сон.
Люди старшего поколения помнят,
как в детстве они много играли в прятки, классики, жмурки и лапту,
которые развивали их не только физически, но и умственно, и социально. В
таких играх дети сами следят за соблюдением правил, берут на себя
ответственность. А поскольку большинство игр было связано с бегом
наперегонки, прыжками, дети тратили много физической энергии и потому,
возвратившись домой, спали безмятежным сном. Уставшие от игр на улице
дети не слишком беспокоили своих родителей. Но времена изменились, и как
во многих других сферах, передовые технологии изменили подход к детским
играм. Игрушки стали более индивидуальными, виртуальными и дорогими.
Теперь игрушки – это продукты высоких технологий, которые приобретают
различные формы в зависимости от намерений производителя. Производители
игрушек обрели огромную власть над миром детей, и не только. Ибо
родители зачастую не могут возразить многим запросам и требованиям своих
чад. И в стремлении защитить своих детей от опасностей улицы, они стали
поощрять их оставаться дома и играть в компьютерные игры или смотреть
телевизор. Можно сказать, что компьютеры и телевизоры превратились в
новых «нянек». Но, совершая такой поступок, родители не догадывались,
что их дети со временем могут «пристраститься» к компьютерным играм или
часами сидеть перед телевизором, ни разу не вымолвив слова. Родителям
казалось, что их дети послушные, умные, а они тем временем занимаются
своими делами. Такой вариант, поначалу, устраивал вроде бы всех, но со
временем родители стали «выгонять» своих чад из дому на улицу, чтобы они
побегали, покричали, попрыгали и поборолись с друзьями. Ибо родители
начали на этот раз бояться, что их дети превратятся в рабов виртуального
мира. И потому стали полностью запрещать игры дома. Вот такая вот
дилемма встала перед современными родителями. Кто виноват и что делать…
Здесь,
конечно, никто не виноват. Просто виновато время, ну, время такое… Это,
конечно, шутка. Прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:
Почему ребенок часами играет в компьютерные игры? В какие игры он
играет? Является ли время, в течение которого он играет, нормальным или
чрезмерным, на уровне зависимости? Установив, таким образом, источник
проблемы, следует искать пути ее решения.
Почему ребенок часами играет в компьютерные игры? Конечно,
каждый ребенок должен играть в игры, было бы неправильно запрещать это.
В игре ребенок избавляется от стресса, развивает способности решать
проблемы, развивает мастерство общения и собственную личность. Могут ли
компьютерные игры удовлетворить все эти потребности? Конечно же, нет!
Тогда почему дети часами играют в компьютерные игры? Можно перечислить
следующие причины этого:
Содержание игр и постоянное предложение
достигнуть более «высокого уровня» создают в мозге человека чувство, что
он «занят делом», и в связи с этим в мозгу вырабатываются молекулы
дофамина. А это в свою очередь приводит к получению удовольствия и
удовлетворения. Через какое-то время это чувство удовлетворенности и
радости начинает ассоциироваться с игрой, в результате чего
привязанность к игре растет и может превратиться в зависимость.
Игры,
в которые играют в интернете, с биологической точки зрения увеличивают
количество дофамина в мозгу, а с психологической точки зрения становятся
причиной многих проблем. Лежащий в основе игр принцип достижения цели и
перехода на более высокий уровень доставляет ребенку радость и потакает
его эго. Это позволяет ему достичь в виртуальной среде того уважения,
которое он не получил в общественной жизни, и этим игра захватывает
ребенка. По сути, ребенок, для того чтобы избежать проблем, может
развлекать себя при помощи игр. Дети, которые живут в неспокойной или
напряженной атмосфере, в которой отец и мать часто ссорятся, более
склонны к игровой зависимости.
Различные психологические проблемы
в любом возрасте и при любом социальном статусе могут стать причиной
игровой зависимости. Если в семье и школе молодые люди не чувствуют
внимания и уважения к себе, как к личности, то они испытывают
потребность в том, чтобы утвердиться.
Социум также может
определять игровые привычки. Возможно, разговоры среди друзей ребенка
ведутся об играх, и ребенок может стремиться утвердиться, рассказывая о
своих успехах в игре.
Особенно в период полового созревания
молодые люди могут испытывать недостаток доверия. В этом случае они,
стремясь заслужить одобрение друзей, не всегда хотят соответствовать
ожиданиям своих родителей. Подростки, которые с точки зрения социального
развития переживают самый интенсивный период своей жизни,
экспериментируя, занимаются формированием своей личности. Некоторые
подростки посредством игр, в которые они играют, создают ложные
личности, которые со временем могут смешиваться с их настоящими
личностями.
В виртуальном мире подростки получают возможность
изменить те свои особенности, которые им не нравятся. Те, кому надоела
собственная личность, могут создать новую персону, и начать все заново.
Подростки, которые могут скрывать свои личности в интернете и быть теми,
кем им хочется, благодаря технологиям могут «прикрыться» любой
личностью. Между тем этот отрезок времени является периодом, когда
человек должен принять себя вместе со своими недостатками и сформировать
свою собственную личность.
Постоянное использование ребенком
выдуманного образа может психологически ранить его и стать причиной
превращения его в хрупкую ранимую личность. Те, кто много пользуются
интернетом и демонстрируют признаки интернет-зависимости, т.е.
злоупотребляют интернетом, хотят перенести виртуальные личности, которые
они идеализируют, в реальную жизнь и выглядеть так, как в интернете.
Эта ситуация может привести к серьезным личностным проблемам. В
результате люди, которые в процессе формирования личности испытывают
трудности, могут начать воспринимать интернет в качестве реальной жизни и
стремиться избегать своей основной личности. В наше время среди
подростков стало популярным заводить друзей через интернет. Во
взаимоотношениях, которые подростки строят посредством игр, в которые
играют, они могут легко добиться «одобрения» и «принятия», но это
противоречит реальности жизни.
Некоторые виртуальные игры
предлагают тем, кто не доволен своей внешностью, личностью, даже
родителями и местом жительства, создать другую виртуальную жизнь, в
которой они будут обладать желаемой личностью и внешностью и жить в
любой точке мира.
Может ли причиной того, что дети настолько
погружены в компьютерные игры, быть то, что мы, взрослые, не играем с
ними, отдаляем их от себя и своего окружения? В связи с этим хочу
поделиться с вами случаем, который произошел со мной. В прошлом месяце
мы поехали навестить семью моего старшего брата. Мой восьмилетний
племянник сказал, что из 4 дядей со стороны матери и 4 дядей со стороны
отца любит меня больше всех. Мне стало любопытно, почему он так сказал,
несмотря на то, что у меня не было возможности много времени проводить с
ним. Его ответ поразил меня: «Ты, хоть и взрослый, играешь с нами,
несмотря на то, что мы дети!»
Кто из нас пусть хоть даже нечасто
играет со своими детьми? Будучи очень занятыми другими делами вне дома,
мы стали пренебрегать собственными детьми. Дети с радостью предпочтут
поиграть с вами вместо того, чтобы играть в компьютерные или
интернет-игры. Достаточно того, чтобы вы действительно хотели с ними
поиграть.
От игры к зависимости Если, несмотря на
негативное физическое, психологическое и социальное воздействие, ребенок
не отходит от компьютера, значит, у него развилась зависимость. Если он
не может заставить себя пойти в школу или опаздывает, если его
успеваемость в школе стала хуже, если сразу после школы или, встав рано
утром, он включает компьютер, если жалуется на боли в позвоночнике,
изменились его привычки в еде, и, встав из-за компьютера, он раздражен и
нервозен, то это означает, что он стал «пленником» виртуального мира. Проведенные
исследования показали, что дети, которые слишком много играют в
компьютерные игры, становятся равнодушными к жизни, с трудом понимают
разницу между жизнью героев игр и реальной жизнью, лишены таких чувств,
как дружба, товарищеские отношения и взаимопомощь. Из-за того, что такие
дети много времени проводят у компьютера, закрывшись в своей комнате,
они мало общаются с семьей, лишаются возможности научиться решать
проблемы и воспринимать проблемы реальной жизни. Кроме этого, в связи с
тем, что, играя на компьютере, они используют только пальцы и глаза, а
не физические способности, как в обычных играх, то их физическое
развитие отстает, так как не растрачивается имеющаяся у них энергия. Они
становятся нервными и напряженными, страдают от несбалансированного
питания и проблем с весом. Все это приводит к серьезным проблемам с
физическим развитием и здоровьем.
Каково лечение? В то
время как реальная жизнь основывается на таких ценностях, как
взаимопомощь, самоотверженность и поддержка других, большинство
виртуальных игр, к сожалению, прививают нашим детям противоположные
ценности. Разные виды насилия в играх, включая избиение, ранения и
убийства, приводят к тому, что наши дети и в реальной жизни считают
насилие нормальным явлением и отдаляются от настоящих ценностей. Эта
хаотическая среда подготавливает почву к тому, что в последующем наш
ребенок может отбиться от рук или даже уйти из дома.
Что делать? Если у ребенка развилась значительная зависимость, обязательно обратиться к специалисту.
Мы
не должны забывать, что запрет является самым простым и безрезультатным
решением. Более того, это приводит к тому, что проблемы становятся еще
более безвыходными, что может привести к конфликту между ребенком и
родителями. В связи с этим, мы можем позволить ребенку играть в игры, но
контролируемо. Мы можем выделить определенное время для игры в
компьютерные игры и со временем сокращать его. В отличие от других
зависимостей игровая и интернет-зависимости развиваются скрытно, и их
лечение в зависимости от степени развития должно осуществляться
поэтапно.
Сначала проанализировать реальную причину того, почему
ребенок так много времени проводит в интернете или у компьютера, после
чего постараться устранить эту причину. В противном случае запрет на
использование интернета и компьютера не принесет результата.
Совместно с ребенком определить правила использования интернета и компьютера, после чего неукоснительно их придерживаться.
Домашний компьютер убрать из комнаты ребенка, перенеся в помещение общего пользования. Поощрять ребенка к занятиям спортом. Предлагать ребенку различные возможности для развития своих способностей в социуме. Вместо виртуальных игр вместе с детьми заниматься практическими видами деятельности. Поддерживать детей в том, чтобы они заводили реальных друзей и проводили с ними время. Поощрять детей к тому, чтобы они делились с нами тем, во что они играют или что делают в интернете. Разъяснить детям, что дружба не ограничена лишь знакомствами в интернете.
Безопасный
интернет – это контролирующий механизм, который дополняет контроль со
стороны родителей, но не заменяет его. По этой причине вместе с
безопасным интернетом также использовать средства фильтрации интернета и
игр.
И особенно важно в каждом микрорайоне или жилом комплексе создавать безопасные места для игр. Подготовив
окружение, которое будет постоянно подпитывать духовный мир ребенка,
необходимо тем самым помочь ему сформировать цельную личность и
характер.
Воля для человека – это словно руль для корабля. По
этой причине необходимо воспитывать волю ребенка. Ребенок, который
говорит «Сегодня я не будут входить в интернет, не буду играть в игры» и
выполнит сказанное, будет испытывать удовлетворение от того, что
сдержал данное слово.
Таким образом, эту проблему нельзя решить,
выступая против технологий. Главное – это владеть, а не подчиняться
технологическим продуктам, и использовать их для благих целей. Благодаря
этому негативное воздействие таких продуктов уменьшится, а польза
возрастет. Вместе с тем нельзя забывать, что эти технологические
изобретения и новшества являются благом. Благо требует от нас
благодарения Богу, а благодарение приводит к еще большему количеству
благ. Это возможно только при условии подчинения требованиям и запретам
Всемогущего Бога, если использовать их в рамках дозволенного. В
противном случае, если цель будет противоречить этому, то, вероятно, нас
ждет «пощечина». И если эту пощечину мы получим от ребенка, то
наказание за это будет особенно серьезным. Поэтому надо быть постоянно
начеку, чтобы интернет и компьютер использовались по своему прямому
назначению.
Источник: http://www.noviyegrani.com/archives/title/543 |