Хотелось бы обратить внимание на коренное различие между воспитанием и образованием.
Уже в небольшой семье достаточно трудно обеспечить мир, согласие и
доверие. И чем больше людей собирается вместе, тем труднее обеспечить
согласие между ними. Поэтому главным достоянием нации является её
духовность – способность людей сотрудничать и доверять друг другу.
Способность к подобному доброжелательному общению определяется
воспитанием человека.
Порядочные люди – главное достояние любой нации, они создают
представление о справедливом порядке в обществе и поддерживают его, не
жалея собственной жизни. И только с помощью системы воспитания
формируется личность порядочного человека. Преступность, алкоголизм,
наркомания, процветающие в стране – это следствие неэффективности или
отсутствия системы воспитания личности в обществе.
И в международных отношениях доминирующее положение занимают нации,
обладающие именно духовным превосходством. История показывает, силой
оружия можно создать империю, но страх и насилие не способствуют
длительным отношениям между людьми, а вот моральные ценности объединяют
самые различные нации в доброжелательном сотрудничестве. Поэтому для
нашей страны, для благополучного дальнейшего её развития, необходима
эффективная система воспитания.
Нет необходимости доказывать различие между воспитанием и образованием,
если воспитание – это формирование личности, то образование это
привитие неких навыков по выполнению рутинных задач.
Современная школа, чего уж там греха таить, выполняет практически
только образовательную функцию. Процессы формирования личности,
безусловно, проходят и в школе, но процесс этот мало контролируемый
школьной системой образования. И обвинять школьную систему в этом
нельзя, с самого начала, сотни лет назад, школьная система задумывалась
именно как образовательная. Воспитание было монополией церкви, которая
на протяжении сотен лет предписывала и взрослым и детям регулярно
участвовать в обрядах, во время которых, используя самый высокий
авторитет Бога, учила способу мышления, основанному на законах добра и
милосердия, воздействуя таким образом на личность, воспитывая её.
Попытка коммунистов подменить систематическую работу по воспитанию
личности, осуществляемую церковью на протяжении всей жизни человека, с
помощью, так называемой общественно-политической учёбы не дала
результатов. Моральный кодекс строителя коммунизма не прижился,
оставшись декларацией. Большинство граждан воспринимало его в качестве
типичной для коммунизма демагогии, при которой пропагандой
провозглашалось одно, а в реальности делалось совершенно
противо-положное. В итоге следует признать даже утрату самого
представления о формировании личности, торжество принципа – «бытиё
определяет сознание». Согласно которому, для успешного формирования
личности, достаточно поместить её в благоприятные условия. Но практика
доказала несостоятельность этого принципа.
Кризис образовательной системы в настоящее время обусловлен именно
отсутствием представления о формировании личности, в результате
школьная система основывается на принципе – «ты обязан …», Но
принуж-дение далеко не лучший способ воспитания.
В настоящее время отношение к религии радикальным образом изменилось, и
сейчас практически все государственные лидеры, не стесняясь,
демонстрируют свою набожность. И в системе образования последние годы
пытаются внедрить элементы религиозного воспитания. Но одной из проблем
является противоречия, на взгляд многих людей, существующие между
научной точкой зрения и древними религиозными учениями. Множество
религиозных течений так же вызывает проблемы связанные со свободой
совести, возникающие при внедрении религиозного образования в школе.
Кроме того, сами религиозные учения не совсем адекватно воспринимаются
учащимися, часто не способными понять важность воспитательной функции,
несомой учением.
Таким образом, существующую проблему можно сформулировать следующим
образом: система воспитания в учебных заведениях необходима, и она
должна отвечать следующим требованиям:
– не противоречить научным воззрениям;
– не нарушать принципа свободы совести, не отдавать преимущества одному
из религиозных учений перед другими;
– быть доступной для понимания учащихся;
Система воспитания должна сформировать принципиально новые отношения между учащимися, отношение их к обучению и преподавателям.
Система воспитания должна демонстрировать учащимся, и не только им,
основные принципы функционирования их личности, предоставлять
возможности воздействовать на её формирование и чётко видеть все
преимущества, которые предоставляет им контроль над формированием
собственной личностью. Показывать роль религий в воспитании человека в
формировании доброжелательных отношений между людьми и нациями.
Знакомить с новым уровнем мышления, предоставляемым целенаправлен-ным
контролем за формированием личности.
В качестве примера подобного курса можно привести курс «Развитие
общечеловеческих ценностей». В основе которого основной принцип –
главной ролью общечеловеческих ценностей является формирование между
людьми доброжелательных отношений, способствующих доверию и
сотрудничеству. Именно благодаря сотрудничеству между людьми возникла
цивилизация – и от семьи и рода возникли общественные организации,
объединившие нации, а сейчас и общепланетарные международные
объединения, призванные обеспечить мир и сотрудничество на всей планете.
Общечеловеческие ценности позволили объединиться людям для
сотрудничества, а кроме этого общечеловеческие ценности позволили
целенаправленно воздействовать на саму личность человека, изменив
способ и критерии самого мышления, даруя человеку совершенно новые
чувства и способности, расширяя вселенную перед человеком, принявшем
новый уровень общечеловеческих ценностей. Насколько мир человека богаче
мира, который понимает и воспринимает животное, настолько мир человека,
следующего принципам общечеловеческих ценностей, богаче мира человека,
не задумывающегося о принципах развития своей личности.
Конечно, трудно показать весь курс по развитию общечеловеческих
ценностей в нескольких абзацах этой работы. Но основы уже понятны,
прежде всего, в этом курсе не отдаётся приоритета ни одной из религий.
А кроме того, развитие общечеловеческих ценностей хорошо иллюстрируется
индивидуальным развитием личности каждого человека: – раннее детство
соответствует первобытнообщинным отношениям, при которых господствовали
запреты-табу, ребёнок так же не нуждается в объяснениях, ему достаточно
чётких указаний. Юность, с её стремлениям к развлечениям, это типичные
языческие культы, поклонение кумирам, погоня за чувственными
удовольствиями, многие взрослые так и остаются на всю жизнь в плену у
чувственных кумиров. В основе курса разъяснение различий в целях
сознания и подсознания, понимание того, как подсознание методом «кнута
и пряника» воздействует на сознание.
Курс предоставляет возможность понять важность религии не только для
духовного развития личности, но для нормального развития общества и его
институтов, предоставляя совести каждого учащегося выбор самой религии,
как инструмента воздействия на собственную личность, на
целенаправленное её духовное развитие.
Этот курс не противоречит и научной точке зрения, основываясь на
учебном курсе мировой истории. Курс вполне приемлем в качестве
сквозного от начальных школы до курса в высших учебных заведениях.
Большой проблемой в настоящее время является моральное подготовка
служащих в государственных силовых органах. Попытка построить
государственную систему, основываясь только на материальном
стимулиро-вании государственных служащих не может быть эффективной. В
случае, если материальное вознаграждение является главным стимулом
деятельности государственных чиновников, то чиновники очень быстро
начинают использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для
получения дополнительного материального вознаграждения – возникает то,
что называется коррупцией госорганов.
Два человека, разглядывая шедевр архитектуры, могут по-разному оценить
его. Один увидит и высчитает число кирпичей, находящихся перед ним, не
в состоянии объединить их в нечто, что и является шедевром, и упрямо
будет утверждать, что ничего кроме кирпичей перед ним нет и не может
быть. А другой оцепенеет в восторге перед гармонией и красотой шедевра.
Кто из этих людей прав в своём описании увиденного? Наша личность
предоставляет нам возможность понимать окружающий нас мир, объединять
происходящие вокруг нас события в нечто огромное взаимосвязанное
гармонией в совершенство, подобно тому, как кирпичи в совокупности
своей объединяются в архитектурный шедевр. Такую возможность
предоставляют человеку новые чувства – совесть и честь. Подобно зрению,
эти чувства открывают перед человеком новый мир.
Понятие совести и чести у порядочного человека формируется на основе
духовных ценностей, когда главным для человека становится развитие
личности, а не погоня за чувственными удовольствиями, предоставляемыми
материальными благами. И курс должен убедить учащихся в том, что,
развивая собственную личность, они получают совершенно новые
возможности в постижении окружающего мира.