Данные, полученные в результате всестороннего изучения поведения
человека, заставляют изменять модели и методы обучения детей.
Традиционное школьное воспитание и обучение уступает место
инновационным методам, ориентированным на учащегося, когда особое
значение начинают приобретать личное психологическое консультирование и
услуги преподавателей-наставников. Единственно правильный подход, в
течение тысячелетий использующийся в медицине, гласит, что нет болезни,
а есть больной, утвердился также в образовании и воспитании. Если
раньше учащимся стремились дать определённый объем неких необходимых
знаний, а ученик, не способный усвоить их считался неуспевающим, то
теперь целью постепенно становятся те знания, которые отвечают желанию
и способностям конкретного учащегося. Воспитание и обучение
обеспечивают подготовку к жизни человека, появившегося на свет. Они
основываются на определённых понятиях и моделях. Воспитанием называется
процесс совершенствования личности на основе индивидуальных
наклонностей и обучения желаемому образу действий и поступков. Обучение
определяется как передача человеку знаний и умений, активизация его
способностей, направленных на достижение гармонии с жизнью. Насколько
влияет на характер воспитания и образования личностный фактор?
Изменяются ли они в зависимости от качеств человека? Учащиеся одного
класса неодинаковы. Как и в соответствии с чем воспитывать учеников,
обладающих разными возможностями, на основе каких понятий реализовывать
их личную специфику? Должны ли мы учитывать особенности их восприятия и
усвоения знаний в процессе обучения?
Способности человека бывают двух видов. Одни из них, получившие
название «склонности», даны от природы и заложены в нашей генетической
системе. Эти естественные способности и склонности могут
рассматриваться и как своего рода рецепторы, заложенные в природе
человека. Другие способности и склонности являются активными. Они
развиваются из знаний и опыта. Способности человека проявляются через
врождённые особенности и опыт.
Способности детей реализуются в жизни через два центра, один из которых
– это система мышления, называемая рассудком, а другой – душевный мир
человека, называемый совестью. Эти два центра связываются с помощью
третьего – личности человека, которая представляет собой некую
зрительную трубу, соединяющую существующие в его природе инструменты и
придающий им смысл. Личность человека, дающая ему способность
сравнивать, обладает качествами и семени и плода, и поэтому занимает
место представителя всех его приспособлений и орудий. Человек,
являющийся прообразом природы, внутри которой мы живём и которого можно
расценивать как отдельную экосистему, наделен сознанием, сердцем,
рассудком, совестью, способностями, навыками, достоинствами. Он,
человек, обладает пятью чувствами и внутренними желаниями. При
моделировании этих элементов, составляющих человека, мы видим, что эта
система многомерна, многослойна и сложна. Направление, которое должно
быть выбрано при воспитании и обучении такого объекта, определяется
наличием одного или нескольких из имеющихся у него инструментов, в
соответствии с которыми устанавливаются цели воспитания и ожидаемые
результаты.
Разные модели воспитания учитывают или лишь отдельные стороны
человеческой личности или же все их в единстве. Например, можно назвать
системы воспитания, ориентированные только на разум, на отдельные
мыслительные способности или духовное состояние. Существуют и подходы,
учитывающие все его механизмы и внутренние склонности. Методы школьного
воспитания и обучения можно разделить на такие, которые учитывают
различия между учащимися, и такие, которые ими пренебрегают. В школах,
где принято считать, что учащиеся в большей или меньшей степени
отличаются друг от друга по темпераменту, способностям, навыкам,
умственным способностям, культуре и поведению, эти индивидуальные
качества объясняют с помощью различных понятий, моделей поведения. В
школах, где вместо образования, ориентированного на производство,
учитывают отличия в системе мышления, и используют модели воспитания,
нацеленные на умственные способности. Другие типы школ выдвигают на
передний план различия в способах восприятия и усвоения знаний или
особенности темперамента, личности и способностей, обогащая за счёт
этого процесс воспитания и образования. В результате этого учитываются
индивидуальные особенности учащихся, и в некоторой степени может
предотвращаться стандартизация воспитания и образования.
Ответ на вопрос, на чём следует делать упор при индивидуализации
воспитания и образования – умственном развитии, способностях, навыках,
чувствах, поведении, восприятии и ощущении – или же темпераменте и
личных качествах, или же такие подходы следует сочетать, зависит от
особенностей мировоззрения руководителей учебного заведения и принятой
ими модели воспитания.
Существует множество моделей, подходов и теорий воспитания и
образования, учитывающих и уважающих индивидуальные особенности. В
нашей стране (в Турции - ред.) постепенно завоёвывает популярность
«теория многосторонности ума», в рамках которой индивидуальные
особенности учащихся моделируются и применяются на практике на основе
понятия многосторонности способностей. Эта модель и этот подход
являются лишь одними из десятков подобных им в смысле толкования
индивидуальных различий между учащимися. На Западе не менее популярной,
чем теория многосторонности ума, является «теория разнообразия
темпераментов и личностей», которая начала использоваться на практике и
является подходом, обогащающим процесс воспитания и обучения. Нельзя
забывать, что в рамках единого подхода существуют многочисленные
теории, соперничающие между собой. Например, в вопросах умственных
способностей выдвинуто множество теорий, касающихся специфики сознания
и мозга, потому что воспитание и обучение человека является столь
комплексным процессом, что его невозможно объяснить лишь понятием ума и
разнообразия умственных способностей.
Теории «многосторонности ума» или «тройственности ума» – одни из них.
Каждая из теорий далека от того, чтобы стать единой и содержит только
частичные истины. У человека имеется не только интеллект, но и ум,
сердце, чувства, совесть, душа, внутренние желания, тайны и сотни
других механизмов. Попытки объяснить все проблемы, с которыми
сталкиваются учащиеся, только отсутствием или наличием умственных
способностей определённого типа, либо из популистских побуждений
объяснять все, исходя только из умственных способностей, является
неуважением как к силе Всевышнего, так и к многосторонности
человеческой природы. При этом теория многосторонности мышления
является важным, хотя и не единственным путём для того, чтобы учесть
различия в процессе обучения отдельных учащихся и разницу их интересов.
Нельзя забывать, что любой категоричный подход в области воспитания
очень хорошо объясняет отдельные вопросы, но при этом не замечает или
маскирует другие.
Более здоровое воспитание и обучение легче обеспечить с использованием
многообразных подходов и методик, учитывая цельность, комплексность,
многомерность и динамичность человеческой личности. Люди отличаются
друг от друга, и поэтому методы воспитания и обучения также обязательно
должны быть различны. Ограничиваться определёнными методами и едиными
подходами к воспитанию и обучению детей с разными умственными
способностями и темпераментами значит не замечать имеющийся у нас
человеческий потенциал. С этой точки зрения использование разнообразных
методов воспитания и обучения, многочисленных понятий и подходов для
достижения понимания различий между людьми и моделирования
представляется для нас единственно правильным направлением.
Следовательно, будет ошибочным – с точки зрения нашей собственной
культуры – рассматривать теорию «многосторонности ума» как абсолютную
модель воспитания и обучения. Во избежание возникновения возможных
противоречий с нашими верованиями и духовной культурой было бы
целесообразно вместо модели с опорой на теорию «многосторонности ума»
опираться на теорию «разных способностей, темпераментов и личных
качеств».
Эта модель основана на признании того, что в человеке, представляющем
собой многомерную, многослойную, динамичную, подстраивающуюся под
условия и обучающуюся систему, естественно, существуют многочисленные
потенциальные способности, склонности, чувства, а также заставляющие их
работать многочисленные механизмы. Сохранение единства всех
материальных и духовных сторон жизни человека и возможность обеспечения
ему достойного уровня жизни связано с тем, чтобы заметить его
многосторонние способности, подготовить его к жизни воспитанием и
обучением в соответствии с этими разнообразными способностями, и
превратить это в национальную политику в сфере образования. Этот подход
поддерживает и парадигму невозможности существования здорового общества
без здоровых личностей. Подход «модели разнообразных способностей»
предполагает также фундаментальное понимание того, что воспитание
следует проводить интенсивно с учётом личных особенностей и
разнообразных способностей, в маленьких группах или путём составления
индивидуальных программ.
Давайте рассмотрим значение нескольких основных понятий, использующихся
в этой модели. Человек – это комплексная экосистема, объединяющая
биологические, психологические, умственные, социо-культурные,
исторические, моральные и духовные ценности. У каждого человека имеются
собственные потребности, права, здоровые и нездоровые состояния.
Здоровый человек способен соблюдать равновесие между семью
перечисленными измерениями, развивать их гармонично и целостно.
Структурой, объединяющей эти отдельные стороны человека, является его
личностное сознание или «эго».
Темперамент – это наклонности и способности, определяемые врождённым
генетическим кодом и духовным потенциалом человека. Темперамент
проявляется у ребёнка как различные способы выражения и использования
умственной, эмоциональной и психомоторной деятельности. Темперамент
представляет собой врождённые нейрогенетические, нейроанатомические и
биологические особенности, основанные на восприятии.
Характер – это формирующиеся у человека привычки, подходы, поведение и
способы использования вещей, складывающиеся в результате его врождённых
наклонностей, способностей, человеческих и моральных ценностей,
взаимного соотношения привычек, привитых ему родителями и близким
окружением. Характер отчасти является врождённым, как и темперамент, но
благодаря воспитанию и обучению формирование его в большей степени
происходит у ребёнка позже. С этой точки зрения в каждом человеке от
рождения заложены и обязательно должны сохраняться общечеловеческие
ценности, моральные начала и характер.
Личность характеризуется индивидуальными и групповыми особенностями,
делающими человека сколь неповторимым, столь и похожим на других людей.
Она проявляется в нем изначально и выражается в умственном,
эмоциональном и психомоторном поведении.
Система мышления и сознания – центр основных упорядочивающих и
организующих функций в биологической системе человека. Эти функции
связаны с центральной нервной системой человека и определяются как
«рассудок». Анатомические особенности и части человеческого мозга
структурно соответствуют разным функциям. С этой точки зрения мозг
демонстрирует идеальное единство в отношении структуры и функций. Эта
структура стала источником вдохновения для создания в наши дни
трёхцентровой теории мозга. Умственная деятельность в нашего мозга,
который устанавливает связь только в качестве причины для деятельности
нашей души, осуществляется, как правило, в различных отделах мозга. В
неокортексе (высших отделах мозга) осуществляются абстрактные
умственные операции, в лимбической системе – чувства и связанные с ними
операции, в затылочной части мозга – главным образом операции,
связанные с глотанием, питанием, физическими действиями.
Способности – это врождённый потенциал человека. Человек рождается с
разной степенью отдельных способностей. Для того чтобы врождённый
потенциал человека проявился, способности надо заставить проявиться,
развивать их, использовать трёхсторонние умственные способности в
различных комбинациях.
Интеллект – это способность быстрого восприятия, быстрого и правильного
формирования ответа, решения проблем и обеспечения согласования
ценностных посылок, заключённых в системе мышления и сознания.
Ум – это способность рассуждать, понимать и постигать. В измерении этой
способности двумя критическими параметрами являются уровень
способностей и время, за которое они могут быть использованы. Понятие
«коэффициента интеллекта» (IQ) измеряет потенциал человека. Время,
которое человек затрачивает на то, чтобы так ответить на вопросы и
стрессовыми ситуациями, с которыми он сталкивается, чтобы защитить себя
или же достичь успеха, либо гармонии, прямо пропорционально его
интеллектуальному потенциалу. Интеллект, являющийся основным двигателем
и механизмом ума, представляет собой единство трёх начал – способности
к анализу, способности к творчеству, созданию нового и разнообразного,
а также способности к практическому применению. Это трёхчастное
строение указывает на то, что разум также состоит из трёх частей. Когда
проявляется какая-либо способность человека, в этом играют роль все три
начала интеллекта.
Ум – это способность человека думать о правильности, добре и красоте
одновременно и способность отдавать предпочтение чему-либо. Ум – это
сила или способность человека думать, понимать, выносить суждения и
видеть различия. Работа механизма, называемого умом, зависит от
десятков чувств и способностей. В различных моделях человека центром
ума считается или мозг, или сердце. В моделях, считающих «сердце»
центром ума человека, ум определяется как «свет» или «суть»,
позволяющие отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого.
Ум, заложенный в каждом человеке от рождения, называется потенциальным
личным умом, а ум, развивающийся благодаря усваиваемым позже знаниям и
приобретаемому опыту, называется опытным, или практическим. В
соответствии со сферой своего применения можно условно выделить два
вида ума: «мирской» и «потусторонний» (развитый благодаря знаниям и
наукам, любви к Аллаху и способностям). В понимании современной науки
ум состоит из трёх измерений – думающий и выносящий суждения ум,
чувствующий и ощущающий ум и применяющий, или практический ум.
В мире, где в отношении обучения человека выдвинуты сотни теорий и
подходов, каждый из которых отчасти правилен, здоровое воспитание и
обучение, безусловно, требуют многостороннего, объединяющего и
систематического подхода. В наше время перед каждой школой встает
необходимость в меру своих сил и возможностей использовать различные
модели и формы воспитания и обучения. Для того чтобы школа смогла
реализовать такой синтез, первичным условием является перестройка в
сознании преподавателей и руководителей, выработка основных понятий,
наиболее часто используемых в сфере воспитания, и связей между этими
понятиями.
По достижении согласия в отношении содержания и границ основных понятий
и принципов и для того, чтобы осуществить своё видение и определить
цели школьного образования, должны быть усвоены как можно более
разнообразные подходы и методы. Ключевым моментом в усвоении такого
многостороннего подхода является возможность найти наиболее правильный
ответ на вопрос о том, что представляет собой человек. Прежде всего
должны быть поняты такие его качества, как характер, его субъектный и
объектный уровень, свобода воли, сознание, «эго», ум, интеллект,
познавательные способности и особенности восприятия, душа, совесть,
склонности и дарования, чувства и внутренние помыслы, естественные
потребности, страсти и желания. Достижение взаимопонимания в отношении
значения и содержания этих понятий определит здоровье и качество
воспитания и обучения каждой школы, каждого обучающегося как личности,
в которой реализуются заложенные Всевышним Аллахом задатки.
Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=121&ISSUE=8 |