TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Понедельник, 21.05.2018, 02:08

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

МНОГОСТОРОННОСТЬ УМА ИЛИ СПОСОБНОСТИ?
Данные, полученные в результате всестороннего изучения поведения человека, заставляют изменять модели и методы обучения детей. Традиционное школьное воспитание и обучение уступает место инновационным методам, ориентированным на учащегося, когда особое значение начинают приобретать личное психологическое консультирование и услуги преподавателей-наставников. Единственно правильный подход, в течение тысячелетий использующийся в медицине, гласит, что нет болезни, а есть больной, утвердился также в образовании и воспитании. Если раньше учащимся стремились дать определённый объем неких необходимых знаний, а ученик, не способный усвоить их считался неуспевающим, то теперь целью постепенно становятся те знания, которые отвечают желанию и способностям конкретного учащегося. Воспитание и обучение обеспечивают подготовку к жизни человека, появившегося на свет. Они основываются на определённых понятиях и моделях. Воспитанием называется процесс совершенствования личности на основе индивидуальных наклонностей и обучения желаемому образу действий и поступков. Обучение определяется как передача человеку знаний и умений, активизация его способностей, направленных на достижение гармонии с жизнью. Насколько влияет на характер воспитания и образования личностный фактор? Изменяются ли они в зависимости от качеств человека? Учащиеся одного класса неодинаковы. Как и в соответствии с чем воспитывать учеников, обладающих разными возможностями, на основе каких понятий реализовывать их личную специфику? Должны ли мы учитывать особенности их восприятия и усвоения знаний в процессе обучения?

Способности человека бывают двух видов. Одни из них, получившие название «склонности», даны от природы и заложены в нашей генетической системе. Эти естественные способности и склонности могут рассматриваться и как своего рода рецепторы, заложенные в природе человека. Другие способности и склонности являются активными. Они развиваются из знаний и опыта. Способности человека проявляются через врождённые особенности и опыт.
Способности детей реализуются в жизни через два центра, один из которых – это система мышления, называемая рассудком, а другой – душевный мир человека, называемый совестью. Эти два центра связываются с помощью третьего – личности человека, которая представляет собой некую зрительную трубу, соединяющую существующие в его природе инструменты и придающий им смысл. Личность человека, дающая ему способность сравнивать, обладает качествами и семени и плода, и поэтому занимает место представителя всех его приспособлений и орудий. Человек, являющийся прообразом природы, внутри которой мы живём и которого можно расценивать как отдельную экосистему, наделен сознанием, сердцем, рассудком, совестью, способностями, навыками, достоинствами. Он, человек, обладает пятью чувствами и внутренними желаниями. При моделировании этих элементов, составляющих человека, мы видим, что эта система многомерна, многослойна и сложна. Направление, которое должно быть выбрано при воспитании и обучении такого объекта, определяется наличием одного или нескольких из имеющихся у него инструментов, в соответствии с которыми устанавливаются цели воспитания и ожидаемые результаты.
Разные модели воспитания учитывают или лишь отдельные стороны человеческой личности или же все их в единстве. Например, можно назвать системы воспитания, ориентированные только на разум, на отдельные мыслительные способности или духовное состояние. Существуют и подходы, учитывающие все его механизмы и внутренние склонности. Методы школьного воспитания и обучения можно разделить на такие, которые учитывают различия между учащимися, и такие, которые ими пренебрегают. В школах, где принято считать, что учащиеся в большей или меньшей степени отличаются друг от друга по темпераменту, способностям, навыкам, умственным способностям, культуре и поведению, эти индивидуальные качества объясняют с помощью различных понятий, моделей поведения. В школах, где вместо образования, ориентированного на производство, учитывают отличия в системе мышления, и используют модели воспитания, нацеленные на умственные способности. Другие типы школ выдвигают на передний план различия в способах восприятия и усвоения знаний или особенности темперамента, личности и способностей, обогащая за счёт этого процесс воспитания и образования. В результате этого учитываются индивидуальные особенности учащихся, и в некоторой степени может предотвращаться стандартизация воспитания и образования.
Ответ на вопрос, на чём следует делать упор при индивидуализации воспитания и образования – умственном развитии, способностях, навыках, чувствах, поведении, восприятии и ощущении – или же темпераменте и личных качествах, или же такие подходы следует сочетать, зависит от особенностей мировоззрения руководителей учебного заведения и принятой ими модели воспитания.

Существует множество моделей, подходов и теорий воспитания и образования, учитывающих и уважающих индивидуальные особенности. В нашей стране (в Турции - ред.) постепенно завоёвывает популярность «теория многосторонности ума», в рамках которой индивидуальные особенности учащихся моделируются и применяются на практике на основе понятия многосторонности способностей. Эта модель и этот подход являются лишь одними из десятков подобных им в смысле толкования индивидуальных различий между учащимися. На Западе не менее популярной, чем теория многосторонности ума, является «теория разнообразия темпераментов и личностей», которая начала использоваться на практике и является подходом, обогащающим процесс воспитания и обучения. Нельзя забывать, что в рамках единого подхода существуют многочисленные теории, соперничающие между собой. Например, в вопросах умственных способностей выдвинуто множество теорий, касающихся специфики сознания и мозга, потому что воспитание и обучение человека является столь комплексным процессом, что его невозможно объяснить лишь понятием ума и разнообразия умственных способностей.
Теории «многосторонности ума» или «тройственности ума» – одни из них. Каждая из теорий далека от того, чтобы стать единой и содержит только частичные истины. У человека имеется не только интеллект, но и ум, сердце, чувства, совесть, душа, внутренние желания, тайны и сотни других механизмов. Попытки объяснить все проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, только отсутствием или наличием умственных способностей определённого типа, либо из популистских побуждений объяснять все, исходя только из умственных способностей, является неуважением как к силе Всевышнего, так и к многосторонности человеческой природы. При этом теория многосторонности мышления является важным, хотя и не единственным путём для того, чтобы учесть различия в процессе обучения отдельных учащихся и разницу их интересов. Нельзя забывать, что любой категоричный подход в области воспитания очень хорошо объясняет отдельные вопросы, но при этом не замечает или маскирует другие.
Более здоровое воспитание и обучение легче обеспечить с использованием многообразных подходов и методик, учитывая цельность, комплексность, многомерность и динамичность человеческой личности. Люди отличаются друг от друга, и поэтому методы воспитания и обучения также обязательно должны быть различны. Ограничиваться определёнными методами и едиными подходами к воспитанию и обучению детей с разными умственными способностями и темпераментами значит не замечать имеющийся у нас человеческий потенциал. С этой точки зрения использование разнообразных методов воспитания и обучения, многочисленных понятий и подходов для достижения понимания различий между людьми и моделирования представляется для нас единственно правильным направлением. Следовательно, будет ошибочным – с точки зрения нашей собственной культуры – рассматривать теорию «многосторонности ума» как абсолютную модель воспитания и обучения. Во избежание возникновения возможных противоречий с нашими верованиями и духовной культурой было бы целесообразно вместо модели с опорой на теорию «многосторонности ума» опираться на теорию «разных способностей, темпераментов и личных качеств».
Эта модель основана на признании того, что в человеке, представляющем собой многомерную, многослойную, динамичную, подстраивающуюся под условия и обучающуюся систему, естественно, существуют многочисленные потенциальные способности, склонности, чувства, а также заставляющие их работать многочисленные механизмы. Сохранение единства всех материальных и духовных сторон жизни человека и возможность обеспечения ему достойного уровня жизни связано с тем, чтобы заметить его многосторонние способности, подготовить его к жизни воспитанием и обучением в соответствии с этими разнообразными способностями, и превратить это в национальную политику в сфере образования. Этот подход поддерживает и парадигму невозможности существования здорового общества без здоровых личностей. Подход «модели разнообразных способностей» предполагает также фундаментальное понимание того, что воспитание следует проводить интенсивно с учётом личных особенностей и разнообразных способностей, в маленьких группах или путём составления индивидуальных программ.
Давайте рассмотрим значение нескольких основных понятий, использующихся в этой модели. Человек – это комплексная экосистема, объединяющая биологические, психологические, умственные, социо-культурные, исторические, моральные и духовные ценности. У каждого человека имеются собственные потребности, права, здоровые и нездоровые состояния. Здоровый человек способен соблюдать равновесие между семью перечисленными измерениями, развивать их гармонично и целостно. Структурой, объединяющей эти отдельные стороны человека, является его личностное сознание или «эго».
Темперамент – это наклонности и способности, определяемые врождённым генетическим кодом и духовным потенциалом человека. Темперамент проявляется у ребёнка как различные способы выражения и использования умственной, эмоциональной и психомоторной деятельности. Темперамент представляет собой врождённые нейрогенетические, нейроанатомические и биологические особенности, основанные на восприятии.
Характер – это формирующиеся у человека привычки, подходы, поведение и способы использования вещей, складывающиеся в результате его врождённых наклонностей, способностей, человеческих и моральных ценностей, взаимного соотношения привычек, привитых ему родителями и близким окружением. Характер отчасти является врождённым, как и темперамент, но благодаря воспитанию и обучению формирование его в большей степени происходит у ребёнка позже. С этой точки зрения в каждом человеке от рождения заложены и обязательно должны сохраняться общечеловеческие ценности, моральные начала и характер.
Личность характеризуется индивидуальными и групповыми особенностями, делающими человека сколь неповторимым, столь и похожим на других людей. Она проявляется в нем изначально и выражается в умственном, эмоциональном и психомоторном поведении.
Система мышления и сознания – центр основных упорядочивающих и организующих функций в биологической системе человека. Эти функции связаны с центральной нервной системой человека и определяются как «рассудок». Анатомические особенности и части человеческого мозга структурно соответствуют разным функциям. С этой точки зрения мозг демонстрирует идеальное единство в отношении структуры и функций. Эта структура стала источником вдохновения для создания в наши дни трёхцентровой теории мозга. Умственная деятельность в нашего мозга, который устанавливает связь только в качестве причины для деятельности нашей души, осуществляется, как правило, в различных отделах мозга. В неокортексе (высших отделах мозга) осуществляются абстрактные умственные операции, в лимбической системе – чувства и связанные с ними операции, в затылочной части мозга – главным образом операции, связанные с глотанием, питанием, физическими действиями.
Способности – это врождённый потенциал человека. Человек рождается с разной степенью отдельных способностей. Для того чтобы врождённый потенциал человека проявился, способности надо заставить проявиться, развивать их, использовать трёхсторонние умственные способности в различных комбинациях.
Интеллект – это способность быстрого восприятия, быстрого и правильного формирования ответа, решения проблем и обеспечения согласования ценностных посылок, заключённых в системе мышления и сознания.
Ум – это способность рассуждать, понимать и постигать. В измерении этой способности двумя критическими параметрами являются уровень способностей и время, за которое они могут быть использованы. Понятие «коэффициента интеллекта» (IQ) измеряет потенциал человека. Время, которое человек затрачивает на то, чтобы так ответить на вопросы и стрессовыми ситуациями, с которыми он сталкивается, чтобы защитить себя или же достичь успеха, либо гармонии, прямо пропорционально его интеллектуальному потенциалу. Интеллект, являющийся основным двигателем и механизмом ума, представляет собой единство трёх начал – способности к анализу, способности к творчеству, созданию нового и разнообразного, а также способности к практическому применению. Это трёхчастное строение указывает на то, что разум также состоит из трёх частей. Когда проявляется какая-либо способность человека, в этом играют роль все три начала интеллекта.
Ум – это способность человека думать о правильности, добре и красоте одновременно и способность отдавать предпочтение чему-либо. Ум – это сила или способность человека думать, понимать, выносить суждения и видеть различия. Работа механизма, называемого умом, зависит от десятков чувств и способностей. В различных моделях человека центром ума считается или мозг, или сердце. В моделях, считающих «сердце» центром ума человека, ум определяется как «свет» или «суть», позволяющие отличить правильное от неправильного, хорошее от плохого. Ум, заложенный в каждом человеке от рождения, называется потенциальным личным умом, а ум, развивающийся благодаря усваиваемым позже знаниям и приобретаемому опыту, называется опытным, или практическим. В соответствии со сферой своего применения можно условно выделить два вида ума: «мирской» и «потусторонний» (развитый благодаря знаниям и наукам, любви к Аллаху и способностям). В понимании современной науки ум состоит из трёх измерений – думающий и выносящий суждения ум, чувствующий и ощущающий ум и применяющий, или практический ум.
В мире, где в отношении обучения человека выдвинуты сотни теорий и подходов, каждый из которых отчасти правилен, здоровое воспитание и обучение, безусловно, требуют многостороннего, объединяющего и систематического подхода. В наше время перед каждой школой встает необходимость в меру своих сил и возможностей использовать различные модели и формы воспитания и обучения. Для того чтобы школа смогла реализовать такой синтез, первичным условием является перестройка в сознании преподавателей и руководителей, выработка основных понятий, наиболее часто используемых в сфере воспитания, и связей между этими понятиями.
По достижении согласия в отношении содержания и границ основных понятий и принципов и для того, чтобы осуществить своё видение и определить цели школьного образования, должны быть усвоены как можно более разнообразные подходы и методы. Ключевым моментом в усвоении такого многостороннего подхода является возможность найти наиболее правильный ответ на вопрос о том, что представляет собой человек. Прежде всего должны быть поняты такие его качества, как характер, его субъектный и объектный уровень, свобода воли, сознание, «эго», ум, интеллект, познавательные способности и особенности восприятия, душа, совесть, склонности и дарования, чувства и внутренние помыслы, естественные потребности, страсти и желания. Достижение взаимопонимания в отношении значения и содержания этих понятий определит здоровье и качество воспитания и обучения каждой школы, каждого обучающегося как личности, в которой реализуются заложенные Всевышним Аллахом задатки.




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=121&ISSUE=8
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (10.12.2009) | Автор: С. Айдын W
Просмотров: 2320 | Комментарии: 2 | Теги: Склонности, Способности, мозг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Вы будете изучать совершенно особенную статью, которая называется «Кодекс чести». Вы узнаете, что в точности представляет собой целостность личности и как это можно применить в вашей повседневной жизни.
[url=http://mirotvorec.spb.ru/partneryi]качество трудовых отношений
[/url] это деньги. Цена решения очень высока. Тех, кто это понимает и ценит — немного. Ведь от правильного решения зависит сможет ли компания сэкономить большие суммы и сможет ли она запустить процесс развития

Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Престижно ли быть учителем?
Всего ответов: 69

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content