TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Четверг, 28.03.2024, 13:52

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ
В этой статье рассматриваются причины различий в интеллектуальных способностях людей и влияние этих различий на достижение желаемых результатов в жизни. Вопросы о том, является ли интеллект наследственным фактором, и определяются ли достижения человека общим уровнем его интеллекта, считаются достаточно спорными. Причина в том, что ответы на них оказывают сильное влияние на политические и социальные программы. Обычно дискуссии такого рода начинаются с рассмотрения возможных объяснений понятия "интеллект”, после чего анализируется взаимосвязь между интеллектом и успехом. Затем следуют аргументы против наследственной природы интеллекта и недостаточно убедительные доказательства девиза "интеллект определяет успех”, но в большей степени акцентируются личные усилия в достижении желаемой цели.

Если вам что-то сложно понять, сразу ли вы заключаете, что достигли границ своего разума и прекращаете попытки постичь это? Всегда ли вы связываете все достижения со своим высоким интеллектом, а неудачи - с его отсутствием или недостатком? Считаете ли вы, что интеллектуальные способности являются неотъемлемым элементом любого достижения, или что затраченные усилия и тяжелая работа до седьмого пота обычно приносят желаемый результат?

Данные вопросы ставят дилемму "личные усилия человека или его способности”? Несмотря на то, что она связана с различными областями, в этой статье мы решили затронуть сферу интеллекта. Является ли интеллект врожденным и неизменным качеством, полученным еще при рождении? Или это накопленный познавательный запас, созданный посредством личных и внешних факторов, среди которых - затраченные усилия и мотивация, семья и внешнее окружение?

Исторический взгляд
Для общественного мнения дилемма между усилиями человека и его способностями, была очень противоречивой. И это не было исключительно теорети ческим обсуждением, оно затронуло полити- ческие и социальные области и вызвало острый интерес общественности. Публикация работы Дарвина "Происхождение видов” в 1859 году оказала сильное влияние на биологию и другие сферы нау чного познания.

Френсис Галтон, кузен Дарвина, пропагандировал возможность применения принципов Дарвина и к человеческому обществу и назвал это евгеникой, от греческого слова "хорошее в рождении”. В своей книге "Наследственная гениальность” (1869)(1) он высказал предположение, что умственные черты, как и физические, также передаются по наследству, и избирательное размножение человеческих организмов (подобно разведению лошадей) могло бы увеличить количество людей с высоким умственным потенциалом. Этот новый подход помог Дарвину расширить свою теорию эволюции в следующей книге "Происхождение человека” (1871)(2).

Галтон верил, что интеллект и способности человека передаются по наследству, они неизменны и определены уже при рождении. В качестве доказательств этой идеи он приводил примеры достижений, полученных в конкурентноспособных областях и на престижных работах(3). Для создания "высшей челове- ческой расы” Галтон предложил поощрять "хорошие” браки, в отличие от браков среди расы "ненужных”. Работы последующих ученых о генетически передающихся доминантных и рецессивных признаках еще больше увеличили интерес к евгенике.

Первая половина двадцатого века стала свидетелем веры в эту теорию подавляющего числа ученых, интеллектуалов, политиков и бизнесменов(4). "Установленным фактом” считалось то, что такие черты, как алкоголизм и разного рода умственные отклонения, определяются наличием единичных генов.

Подобные заключения, несомненно, имели социальную и политическую подоплеку. Например, начиная с 1911 года, Соединенные Штаты Америки начали тестирование новоприбывших иммигрантов с целью определения их "достоинства”. Так как многие из тестируемых не разговаривали по-английски и только что проделали долгое и трудное морское путешествие, то их показатели были не очень высоки, при- чем у некоторых этнических групп они были особенно низкими(5). В результате Конгресс США издал в 1924 году акт, который вводил в силу квоты для некоторых "неподходящих” этнических групп и ограничивал их въезд в страну. Многие американские штаты также издали законы, которые позволяли стерилизацию тех, кто был генетически признан "низшим”(6).

Самое жестокое проявление евгеники было в нацистской Германии. В 1933 году вышел закон об обязательной стерилизации всех жителей Германии с предположительно наследственными дефектами, включая физические уродства. Стерилизация "низших рас” привела впоследствии ко многим военным преступлениям в период Второй мировой войны.

Связь евгеники с ужасными преступлениями, совершенными во время Второй мировой войны, и с геноцидом разрушила популярность и репутацию этой науки. Но ее принципы все еще рассматриваются некоторыми учеными из различных областей науки как ценные. Например, природа и причины различий в умственных способностях людей, а также вопрос о возможности или невозможности наследования интеллекта. Другими словами, люди не одинаковы в том, как они воспринимают сложный материал, различны их рассуждения, познания и способы решения тех или иных задач. Исследователи расходятся во мнении о природе этих различий и потому задаются вопросом: "Существует ли общая умственная способность, называемая "интеллектом”, которая и является причиной установленных различий, или причиной является нечто еще?”

Теории интеллекта
Ниже приведены современные теории интеллекта и определяющие его факторы.

Психометрическая теория

Эта теория утверждает, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами(7). Многие широко используемые тесты пытаются измерить некоторые взаимосвязанные критерии, такие как способность к обучению и интеллект, вообще непригодный к учебе. Примерами таких тестов в США являются экзамены CАТ или ЭКT (при приеме в колледж), ДжРЭ (по окон- чании школы), ДжMАT (по окончании школы бизнеса). И хотя администраторы, проводящие эти экзамены, пытаются избежать при этом тестирования непосредственно самого интеллекта человека (а именно его Ай-Кью), исследователи все же признают, что эти тесты и Ай-Кью взаимосвязаны(8).

Тесты на определение интеллекта человека предлагаются в различных вербальных и невербальных формах. Набранные баллы обычно располагаются на шкале таким образом, что 95% населения попадает в промежуток между 70 и 130 баллами.

Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов(9).

Одна из таких американских программ названа "Позитивные действия”. Она побуждает группы меньшинств, представленные в обществе в небольшом коли честве, продолжать обучение и бизнес, пользуясь существующими квотами. Например, от государственных университетов требуется принимать определенное количество студентов, представляющих меньшинства. Если психометрическая теория верна, то эти "способные программы” покажут свою несостоятельность по сравнению с другими, более совершенными. Этот взгляд был высказан в достаточно противоречивой книге Хернштейна и Мюррея, наряду с рассуждениями о наследственной природе интеллекта и генети- ческих различиях в Ай-Кью разных народов(10).

Таким образом, эта теория предполагает, что единый фактор, известный под названием "интеллект”, может быть измерен Ай-Кью-тестами и предопределить успех в жизни.

Когнитивно-психологическая теория
Приверженцы этой теории рассматривают интеллект как процесс, а не врожденное качество. Этот процесс состоит из мысленного представления проблемы, подъема всей связанной с ней информации и продумывания решения. Таким образом, эта теория не только подчеркивает необходимость опыта в достижении успеха в жизни, но и полностью не исключает определенной взаимосвязи между интеллектом и опытом.

Множественная теория интеллекта Гарднера
В своей книге "Состояния интеллекта” Гарднер утверждает, что психометрическая теория игнорирует некоторые аспекты интеллекта. Он также отме- чает, что письменная форма проведения тестов исклю чает обнаружение многих проявлений интеллекта, которые важны для достижения успеха в жизни.

Тройственная теория Стернберга
Эта теория предполагает наличие трех аспектов интеллекта: аналитического (сходного с психометри ческим и основанного на Ай-Кью -тестах), твор- ческого (включающего способность проникать в суть вещей, синтез и интуицию), и практического (способность схватывать, понимать и решать реальные жизненные проблемы)(11). Хотя Стернберг не отрицает наличие некоторой наследственности интеллекта, он все же придерживается мнения, что все три аспекта можно развивать.

Недостатки психометрической теории

Психометрическая теория утверждает, что интеллект - единственный и наилучший критерий для определения успехов человека в школе, а затем на работе, он также определяет потенциальную возможность развода, исключения из школы, безработного положения или появления внебрачных детей(12). Но социальные исследования взаимодействия и взаимосвязи различных факторов не позволяют согласиться с подобными заключениями.

Мы не можем знать безошибочно, является ли интеллект причиной или результатом этих явлений. Вполне возможно, что какие-либо другие факторы вносят свой вклад в достижение желаемых результатов и высокие показатели Ай-Кью -тестов. Ниже мы приводим некоторые замечания о психометрической теории интеллекта и его отношения к жизненному успеху.

· Многие люди с высоким Ай-Кью не смогли добиться большого успеха в жизни из-за низкой мотивации, отсутствия индивидуальности, лени или недостаточного внимания. А люди с низким АйКью, наоборот преуспели благодаря систематической работе, мотивации и целеустремленности. Низкий Ай-Кью возможно изменить путем сознательного выбора и приложенных усилий. Примером может служить одаренный атлет. У некоторых спортсменов есть особый талант к определенному видуспорта. Но они все же уступают тем, кто не обладает этим даром, однако регулярно тренируется. Читатели, увлекающиеся спортом, могут привести не один пример подобного феномена.

· Ай-Кью-тесты скорее являются показателем "скорости”, так как они могут только показывать, как быстро человек учится или решает проблемы. Общеизвестно, что после выученного материала показатели человека с низким уровнем интеллекта мало отли- чаются от результатов того, у кого Ай-Кью выше.

· Для достижения определенных должностей, требующих высокого интеллекта, необходим соответствующий уровень умственных способностей, но ниже этого уровня успех определяется усилиями, приложенными к работе, общественной поддержкой и опытом.

· Средние показатели Ай-Кью-тестов на Западе увеличились в последние годы, но успеваемость в школах осталась при этом практически неизменной, если не ухудшилась, что явно указывает на то, что жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем Ай-Кью.

· Люди могут показать лучшие результаты, если знакомы с содержанием теста. Это говорит о том, что при затрате необходимых усилий на обучение мы можем повлиять на исход тестирования.

· Культурное и семейное окружение (в том числе убеждения, бедность, страхи, плохое здоровье) вместе с такими биологическими факторами, как питание и подверженность токсическим веществам (например, алкоголю), влияют на показатели. Др. Флин проанализировал показатели Ай-Кью у американцев азиатского происхождения и обнаружил, что они всегда были около 97 или 98 баллов. Хотя при этом их нау чные и профессиональные достижения были значительными, эквивалентными достижениям людей с АйКью более 120 баллов! Это может объясняться национальной убежденностью азиатов в необходимости учения и приобретения знаний(13). Др. Клакстон отме- чает, что западные культуры фокусируются на способностях как главной составляющей успеха. Если случается неудача, то она чаще всего приписывается недостаточной сообразительности. Азиатские же культуры делают акцент на затраченных человеких усилиях, и неуспех обычно рассматривается как результат недостаточных стараний.

· Общей ошибкой является предположение: то, что передается по наследству, неизменно. Дети, попавшие на воспитание в более обеспеченные семьи, показывают более высокий уровень Ай-Кью,чем тот, который ожидался бы от них, будь они воспитаны своими биологическими родителями(14). Это является доказательством для того, что процесс воспитания ребенка влияет на всю его дальнейшую жизнь. Более того, личный выбор человека также имеет большее значение, чем это принято считать. Программа Майкла Ф. Ройзена "Реальный возраст” - одна из последних инициатив Чикагского университета, делающая акцент на важности личного выбора индивида того, как долго и обеспеченно он будет жить. Ройзен утверждает, что в семидесяти процентах результат определяется выбором самого человека(15). Таким образом, даже если роль наследственность и велика, в нее все же можно вмешаться.

· Некоторые исследователи утверждают, что АйКью- тесты измеряют всего лишь культурные условия, образование и беглость речи, так как эти показатели не наследуются, как цвет глаз и другие физические факторы, они могут меняться.

Заключение
Приняв во внимание приведенные выше замечания, очень трудно прийти к выводу, что интеллект может являться неизменной, врожденной способностью, которая определяет жизненный успех человека. Практически все люди, за исключением некоторых особо одаренных, имеют одинаковые шансы на успех. С момента рождения человек наделен разумом, чтобы постигать сущее. Этот процесс обучения длится всю жизнь, и его результаты тесно связаны с затраченными усилиями. Каждый человек может преуспеть в любой области при условии, что он будет к этому стремиться, используя все возможные способы. А встречающиеся трудности не должны останавливать, напротив - они станут стимулом к еще большему усердию. Несмотря на влияние генетических факторов, у нас все-таки имеется возможность оказывать значительное воздействие на условия и достижения в нашей жизни путем сознательного выбора и личных усилий.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Francis Galton, Hereditary Genius, reprint (Peter Smith Pub., 1990).
2 Encyclopedia Britannica, "Sir Galton Francis.”
3 Leslie Jones, "Social Darwinism Revisited,” History Today (August 1998).
4 Paul Gary, "Cursed by Eugenics,” Time, 11 January 1999.
5 Rawat Rajiv, "The Return of Determinism,” Cornell Science and Technology Magazine (summer 1995).
6 Sterilization is defined by American Heritage dictionary as follows: "To deprive (a person or an animal) of the ability to produce offspring, as by removing the reproductive organs.”
7 Earl Hunt "The Role of Intelligence in Modern Society,” American Scientist (July-August 1995); Report of a Task Force established by Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (APA), 7 August 1995.
8 For historical reasons, intelligence tests are termed IQ, which stands for "Intelligence Quotient.”
9 Linda S Gottfredson, "The General Intelligence Factor,” Scrientific American, (November 1998).
10 Richard Hernstein, and Charles Murray, The Bell Curve: Intelligence and Class Structure in American Life (Simon & Schuster, 1995).
11 Frenk Miele, "Interview with Robert Sternberg on The-Bell Curve book”, Skeptic Magazine, 3, no. 3 (1995).
12 Guy Claxton, "Wise Up,” Bloomsbury (September 1999), 26.
13 Peter Gorner, "Interview with Dr. Richeard F. Roizen,” Chicago Tribune (Perspective section), 28 November 1999.
14 Report of a task Force established by the Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (APA), 7 August 1995.
15 Gorner, "Interview.”




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=22&ISSUE=2
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (10.12.2009) | Автор: С. Улудаг W
Просмотров: 7459 | Теги: одаренные дети, Способности, интеллект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Престижно ли быть учителем?
Всего ответов: 71

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content