TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Среда, 14.11.2018, 06:37

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ
Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и авторитетный (Бергер, 2001).

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовле- чения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки.


Авторитарные родители
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме "родитель- ребенок”превалирует над общением ребенокродитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. На Западе этот стиль был доминирующим: "Положение вещей в те времена (19-й, начало 20-го вв.) было таково, что именно этот стиль являлся наиболее эффективным, например, в аграрно-индустриальных обществах”.

Авторитарные родители как правило мало демонстрируют свою любовь и "кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса (Гонсалес-Meна, 1993). В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же "не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения” (Бергер, 2001:283). Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста (Скеар, Вайнберг, Левин, 1986: 306). Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка (Даниэль, Вессель, Гиллигэн, 1999). Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны (Колинз и другие, 2000); они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разо- чарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.

Стейнберг утверждает, что уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик (Стейнберг, 1994). Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности: "Они недостато чно любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или вышестоящих лиц”.


Либеральные родители
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение "ребенок-родитель” превалирует над отношениями "родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Этот стиль был популярен в 1950-60-е годы. Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители как бы "создали условия” для Гитлера (Дайнвиди, 1995). Надеясь впредь избежать таких нежелательных побочных эффектов, они стали либеральными.

Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми (Нил, 2000). Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного (Бергер, 2001). Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны (Хаксли, 1998) и часто поощряют раскованное поведение (Дворкин, 1997). Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере (Баракат, Кларк 1999). Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье (Гонсалес-Meна, 1993; Гарбарино, Абрамович, 1992). Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными (Нил, 2000). Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии (Стейнберг, 1996), среди них высока склонность к совершению насилия (Стейнберг и другие, 1994). Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия (Саймонс, Лин, Гордон, 1998). Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью (Снайдер и Зигмунд, 2000; Джекобсон, Кроукет, 2000).

Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: "Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми” (Хаксли, 1998). Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а "также могут попытаться обойти не- четко сформулированные законы и правила” ("Thinking Smart about Parenting”).

Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они "прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой” (Гонсалес-Meна, 1993, 157). Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся "уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества” (Гарбарино, Абрамович, 1992, 42). А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, "дети либеральных родителей обыч- но с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность” ("Thinking Smart about Parenting”).

Стейнберг указывает на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы (Стейнберг, 1996). Другими негативными последствиями являются нарушения сна (Дворкин, 1997) и отсутствие чувства безопасности.


Авторитетные родители
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям (Ингерсолл, 1989). В отли чие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы (Баракат, Кларк, 1999).

Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы (Марион, 1999). Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении (Глазго и другие, 1997) и контролируют их выполнение. "Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские” (Бергер, 2001:283). Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу (Марион, 1999). Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств (Баракат, Кларк, 1999). Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам (Марион, 1999; Гонсалес-Meна, 1993).

Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их (Глазго и другие, 1997; Бергер, 2000). В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.

В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития (Гарбарино, Абрамович, 1992). Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе (Глазго и другие, 1997), что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе (Стейнберг, 1996). Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними (Колинз и другие, 2000). Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети ( Гонсалес-Meна, 1993). У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.

Более того, в отличие от других детей они луч- ше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями ("Thinking Smart about Parenting”). Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Стейнберг доказывает, что эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность (Стейнберг, 1996). У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности (Стейнберг и другие, 1994).


Заключение
Западная культура уделяет большое значение подготовке к рождению детей и к их воспитанию, поэтому будущие родители проводят много времени, обдумывая все детали - от выбора подгузников до подбора школы, которую, по их мнению, должен посещать ребенок. Однако при этом мало внимания уделяется методам воспитания детей. Исследования неизменно доказывают, что эти методы "напрямую связаны с тем, какими вырастут дети, как они будут жить, и будут ли они придерживаться правил, установленных в обществе” ("Thinking Smart about Parenting”). Именно поэтому будущие родители должны проанализировать существующие стили воспитания детей, их влияние и выбрать то, что лучше всего подходит им и их детям.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
. Barakat, I.S. and J.A. Clark. "Positive Discipline and Child Guidance,” 1999. Адрес в интернете: http://muex-tension.missouri.edu/xplor/hesguide/humanrel/gh6119.htm [25.3.2000].
. Berger, K.S. The Developing Person throughout the Lifespan. 5-th ed. New York: 2001.
. Collins, A.W. and outhers. "Contemporary Research on Parenting”, American Psychologist 55, №2 (2000): 218-32.
. Daniel, B., S. Wassell, and R. Gillian. Child Development for Child Care and Protection Workers. London: 1999.
. Dinwiddie, S. "Setting Limits: Steering down the Rocky road of Childrearing”. KidSource (Feb. 1995). Адрес в интернете: www.kidsource.com/better.world.press/setting.limits.html.
. Dworkin, P. "Permissive Parenting May Be Hurting Kids’ Sleep”. Science Daily Magazine (9 Oct. 1997). Адрес в интернете: www.sciencedaily.com/releases/1997/10/971009063543.htm.
. Garbarino, J., and R. Abramowitz. "Sociocultural Risk and Opportunity”. In Children and Families in the Social Environment. Ed. J. Garbarino. New York: 1992.
. Glasgow, K.L. и другие. "Parenting Styles, Adolescents’ Attributions, and Educational Outcomes in Nine Heterogeneous High Schools”. Child Development 68, № 3 (1997): 507-29.
. Gonzalez-Mena, J. The Child in the Family and the Community. New York: 1993.
. Gordon, T. Parent Effectiveness Training. New York: Plume, 1970.
. Huxley, R. "The Four Parenting Styles”. Parentingtoolbox (27 Sept. 1998). Адрес в интернете: www.parentingtoolbox.com/pstyle1.html.
. Ingersoll, G.M. Adolescents. Englewood Cliffs: 1989.
. Jacobson, K.C. and L.J. Crockett. "Parental Monitoring and Adolescent Adjustment: An Ecological Perspective”. Journal of Research on Adolescence 10, № 1 (2000): 65-97.
. Marion, M. Guidance of Young Children. 5-th ed. Englewood Cliffs: 1999.
. Neal, K. Lecture at George Mason Univ. (16 Oct. 2000).
. "Parenting Styles/ Children’s Temperaments: The Match”. Aboutourkids. Адрес в интернете: www.aboutourkids.org/parent ing/p_styles.html.
. Scarr, S., R. Weinberg, and A. Levine. Understanding Development. Orlando: 1986.
. Simons, R.L., K. Lin, and L.C. Gordon. "Socialization in the Family of Origin and Male Dating Violence: A Prospective Study”. Journal of Marriage and the Family 60, № 2 (1998): 467-78.
. Snyder, H.N., and M. Sickmund. "Challenging the Myths. 1999 National Report Series”. Juvenile Justice Bulletin. Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention (Feb. 2000). Адрес в интернете: www.ncjrs.org/html/ojjdp/jjbul2000_02_2/contents.html [2000, May 25]
. Steinberg, L. Beyond the Classroom: Why School Reform Has Failed and What Parents Need To Do. New York: 1996.
. Steinberg, L. и другие. "Over-time Changes in Adjustment and Competence among Adolescents from Authoritative, Authoritarian, Indulgent, and Neglectful Families”. Child Development 65, № 3 (1994): 754-70.
Steinberg, L., and A. Levine. You and Your Adolescent: A Parent’s Guide for Ages 10-20. New York: 1997.
. "Thinking Smart about Parenting”. Адрес в интернете: www.goodliving.virtualave.net.




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=28&ISSUE=2
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (10.12.2009) | Автор: С. Сарадж W
Просмотров: 3943 | Комментарии: 2 | Теги: родители, воспитание, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Престижно ли быть учителем?
Всего ответов: 69

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content