TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Понедельник, 21.05.2018, 02:21

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Педагогика

Активное участие в процессе обучения
Вопрос образования является наиболее важным в любой стране. Ведь система образования теснейшим образом взаимосвязана с политикой (как искусством управления), экономикой (как совокупностью производственных отношений), социологией (изучающей отношения между индивидом, группой и обществом), вероисповеданием, идеологией и системой ценностей. Образование как базовый социальный институт определяет, каким станет общество в будущем, какую модель развития оно изберет, как будут строиться взаимоотношения между людьми, между личностью и обществом, личностью и властью. Для достижения нужного результата необходимо правильно ответить на вопросы "чему учить?” и "как учить?”. Ответ на первый из них должен соответствовать главным морально-эти- ческим и религиозным ценностям общества, его социокультурным традициям.

При ответе на второй вопрос - "как учить?” - необходимо реально оценивать ситуацию. Мы можем прекрасно спланировать учебный процесс, использовать новейшие методики. Наконец, наш ученик может обладать высоким интеллектом, однако все наши старания ни к чему не приведут, если тот будет относиться к учебе без интереса.

Уровень знаний самого умного, обладающего высокими интеллектуальными способностями ученика, не проявляющего при этом интереса к обучению, намного ниже, чем у других учащихся, менее способных, но обучающихся с интересом.

М. Фетхуллах Гюлен обратился к общественным организациям с предложением оказать помощь народному образованию и открыть сеть школ в Турции и за ее пределами, где образование строилось бы на новых принципах. В одной из газетных статей он писал о том, что "…раньше в медресе зубрили Коран и ничего не слышали о методах анализа и синтеза; в наши дни таким же образом в школе зубрят химию, физику и другие предметы. Заучивание наизусть и воспроизведение текста тормозит мысль, заставляет думать и поступать по старинке, шаблонно. Это приведет к тому, что даже обладающие умом и духом Эйнштейна ученики не смогут реализовать свой потенциал. Потому что почва для их взращивания неблагоприятна: сначала устанавливаются модели, а затем под них "выращивают” людей. Причем те, кто не вписывается в рамки, воспринимаются как непокорные мятежники. Поэтому для начала необходимо отказаться от ошибочного подхода к процессу обучения”. Следовательно, для улучшения качества школьного образования в соответствии с требованиями времени необходимы принципиально новые методы обучения и воспитания.

Для достижения этой цели нужно различными способами повышать мотивацию у обучаемого. Например, можно привлечь внимание учащегося к теме, пробудить у него интерес, преподнести ее в привлекательном или даже развлекательном виде. Вслед за интересом к предмету у учащихся появляется и тяга к наукам в целом, удовлетворение от полученных знаний и стремление пополнить их, развивается внимание и трудолюбие, и все это можно направить в нужное русло.

Наиболее распространенная система обучения в наши дни - лекционно-семинарская. При этом учащиеся пассивно воспринимают монолог преподавателя, а при подготовке к семинару и во время проведения занятия также делается ставка на механическое заучивание содержимого учебника и воспроизведение соответствующего текста. Такая методика не обеспечивает творческого подхода и самостоятельности мышления, а уровень образования остается низким. Важнейшей задачей становится переход от пассивных форм и методов обучения к активным. В этом случае сама система обучения определяется как "активное обучение”.

Сегодня формы активного обучения используются во многих учебных заведениях. Ученики учатся самостоятельно думать, формулировать вопросы и искать ответы на них, находить источ- ники информации, устанавливать причинно-следственные связи, принимать самостоятельные решения. В наши дни объем знаний растет и обновляется очень быстро. Однако книг в качестве исто чника знаний оказывается недостаточно.

Существующая система образования дает знания как бы частями, по предметам, разделам, которые, в свою очередь, еще и быстро устаревают. Ученик часто не способен обобщить их, чтобы эффективно использовать в дальнейшей работе. Зубрежка не способствует развитию личности и формированию мировоззрения. Активные же методы обучения, напротив, решают эти задачи, формируют навыки самостоятельного пополнения знаний, нахождения решений в нестандартных ситуациях.

Что же считать активным обучением? Иногда преподаватели задают ученику или группе учеников определенную тему для самоподготовки и дальнейшего объяснения одноклассникам. Однако такой подход еще не представляет собой активного обучения. Ведь при этом значение фигуры учителя не уменьшается, а напротив, увеличивается. Этот метод не предполагает полного устранения традиционных форм обучения, которые используются по мере необходимости. При активном обучении нет необходимости предварительно готовить учеников. Однако при прохождении определенной темы преподаватель должен заранее продумать возможность обеспечения активного участия учеников в процессе обучения.

При активном обучении используются различ- ные подходы, и в зависимости от темы некоторые из них объединяются и используются вместе.

При активном обучении центральное место занимает ученик
Учитель не объясняет тему занятия, а только обеспечивает правильный процесс прохождения обучения, выступая в большей степени как руководитель: он указывает путь, готовит обстановку изучения предмета, действует скорее как консультант, к которому ученики могут обратиться за советом. Ученик является активным участником процесса обучения. Новая тема выносится на уроке в виде вопроса, проблемы, ситуации или в виде альтернативных положений. Ученик исследует связанные с ними источники, размышляет над темой и предлагает свои решения. Он выносит свое мнение на обсуждение и отстаивает его в ходе дискуссии. Если в ходе беседы возникают противоположные идеи, то появляется стимул пополнить информацию или найти логическое решение проблемы.

Выдвигаемые вопросы или альтернативные положения облегчают построение логических связей и поиск учеником новых знаний. Этот метод наиболее подходит для таких гуманитарных предметов, как история, социология, философия, экономика, общественные отношения и общественное управление. Ведь часто ученики уже обладают кое-какими предварительными знаниями в этих областях, а многие еще и могут высказать свое мнение, поспорить с оппонентом и отстаивать собственное представление. Обсуждение в форме дискуссии обеспечит интерес к теме и ускорит мыслительную деятельность. Таким образом, тема будет представлена с различных точек зрения, обсуждена и легче усвоена. Если ученику обеспечить активное участие на уроке, то тем самым ему будет предоставлена свобода выражения и, следовательно, формирования независимого мышления.

С помощью этого метода ученики смогут луч- ше изучать также и естественные науки.

Здесь очень важно предоставить ученикам возможность задавать любой вопрос, а главное - отстаивать свою точку зрения. Ученики не должны бояться спрашивать преподавателя. Вопрос должен пониматься как основа обучения и мышления. Он задается с двумя целями: либо для уточ- нения сведений по не совсем знакомой теме, либо для получения более обширных, более точных знаний на основе уже имеющихся. В любом слу- чае вопрос приводит к получению новых знаний. Именно поэтому вопросы со стороны учеников должны всячески поощряться. В самом начале процесса обучения важно научить ребенка правильно и точно ставить вопросы.

В ходе активного обучения ученик приобретет полезные навыки: умение корректно формулировать вопросы, давать четкие ответы, дискутировать, рассуждать, аргументировать свою позицию.

Активное обучение усиливает роль коллективной Работы
При активном обучении ученики организуют маленький коллектив или разбиваются на небольшие группы. В коллективе дети учатся значительно лучше, так как ученик в этом случае чувствует свою принадлежность к группе и свою значимость. Это врожденное чувство человека. Так как работа в группе удовлетворяет потребность быть в коллективе, то такое обучение доставляет еще больше удовольствия. Кроме того, ученик в группе ощущает себя важным звеном и прикладывает усилия, чтобы подчеркнуть свою значимость. Важной причиной достижения успеха более плодотворной работой в спортивной, музыкальной и театральной деятельности является вера в необходимость совместной работы в команде и оказания помощи друг другу. Разбив класс на группы по 6 - 7 человек, преподаватель распределяет среди них темы и относящиеся к ним материалы. Сначала каждый ученик индивидуально в течение 10 - 15 минут пытается ответить на вопросы по теме и записывает свои результаты. Потом вся группа в те- чение того же времени проводит обсуждение, анализируя индивидуальные ответы и вырабатывая совместные. Их развешивают на стендах, и каждый имеет возможность их прочитать. После этого представляющий группу ученик коротко представляет классу полученные ответы, которые затем обсуждаются с участием преподавателя.

При групповой работе появляются общие идеи и высвобождается своеобразная "синергетическая энергия”. В период глобализации процесс интеграции в остальной мир может осуществляться методом групповой работы, которая в то же время дает возможность обрести общественное сознание. Индивид, достигший успеха в совместном использовании информации и в совместной творческой работе, приучается мыслить коллективистскими категориями, соотносить личные интересы и социальную ответственность.

Активное обучение усиливает роль учебы, основанной на планировании и опирающейся на решение проблем

Каждый урок знакомит ученика с проблемой, с которой он в будущем обязательно столкнется. Например, каждому человеку необходим навык написания текстов различного содержания: от официальных до глубоко личных. Если он освоит это, то процесс обучения станет легче. Для ориентирования уроков языка на решение таких проблем преподаватель вначале в форме семинара в короткой форме излагает теоретический материал. Затем он просит учеников использовать полученные знания на практике, скажем, при написании дневника. Это может стать и домашним заданием. Класс делится на группы по 5 - 6 человек, и каждая группа в отдельности оценивает выполненное задание. Чтобы поощрить и стимулировать более внимательную работу, отбирается и вывешивается в классе лучшая работа от каждой группы. Затем выбирается лучшая работа по всему классу. Если занятия по языку будут проходить по такому сценарию, то ученики, помогая, друг другу и соревнуясь, разовьют способности и получат знания, которые помогут им в будущем решать многие проблемы.

Обучение, основанное на стабильном плане, может быть использовано как в гуманитарных, так и естественно научных предметах. Учащимся могут быть предложены проекты по сохранению исчезающих видов животных, по созданию проектов зоологических садов, предотвращению процессов эрозии, вторичному использованию отходов, поддержанию диалога между культурами и религиями. При этом методе учащиеся также проводят занятия по группам. Какие данные необходимо собрать для проведения проекта, ученики решают после изучения соответствующих источ- ников информации и обсуждения их с преподавателем. Из них ученикам в готовом виде предоставляются лишь те, которые не могут быть добыты ими самостоятельно. Каждый выполненный уровень проекта обсуждается учениками в классе. Благодаря этому каждая группа имеет возможность увидеть ошибочные или уязвимые стороны своего проекта. Такая работа учит детей собирать информацию из различных источников, объединять ее по теме, а также подготавливать план и успешно его выполнять.

В итоге для того, чтобы вырастить новое поколение людей, которые не только учат наизусть физику, химию, биологию или историю, но составляют новую структуру знаний, применяют их в жизни, постоянно занимаются самообразованием и ценят полученные знания, надо серьезно пересмотреть существующую систему школьного образования.

Стандарты, созданные для однотипного воспитания людей, требуют изменения. Необходимо обеспечить участие детей в обучении, предоставить им свободу самостоятельного высказывания идей для того, чтобы получить всестороннее развитие, чтобы появлялись гении. Только они и обеспечивают прорыв в будущее.




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=45&ISSUE=3
Категория: Педагогика | Добавил: Тсин (10.12.2009) | Автор: Х. Авджи W
Просмотров: 3965 | Комментарии: 1 | Теги: активное обучение, мотивация, коллективная работа, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Кто Вы?
Всего ответов: 121

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content