TEACHERS' ZONE...
там, где забота о будущем поколении

Понедельник, 21.05.2018, 02:29

Приветствую Вас Гость | RSS |
Главная
| Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Учитель!!!

МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ БЫТЬ ВЫСОКОМЕРНЫМ?
Как-то мой коллега задал мне такой вопрос: «Какое качество необходимо человеку, чтобы он мог стать хорошим учителем?» Немного подумав, я ответил: «Скромность». «Да, высокомерие качество плохое, но какое отношение оно имеет к преподаванию?»- удивился мой друг.

Для хорошего обучения необходим настрой на него, хорошее восприятие со стороны обучаемых и подходящие условия для работы. Действие же этих факторов связано с отсутствием у учителя высокомерия. Чтобы учащийся мог свободно выразить при помощи вопросов и ответной реакции, насколько хорошо он осмыслил урок, он не должен стесняться. Этому может способствовать только скромность учителя. В случае субъективной оценки нечаянно сделанной ошибки собеседнику будет показано, что не нужно бояться ошибаться, что не надо стесняться этого. Чтобы решить какой-либо вопрос или выполнить какое-либо задание, не стоит настаивать на выборе единственного пути, ввиду разного уровня способностей и множества точек зрения на один и тот же вопрос. Если в учителе есть такие качества, взращенные на высокомерии, как лень и безразличие, он сам, замечая или не замечая этого, будет стараться навязывать ученику свою «правду». Ученик же невольно отвергнет этот подход как несоответствующий его способностям. Высокомерный, надменный учитель не ищет ошибки в себе или в методе обучения, поэтому он не может заметить её. Одним из последствий гордыни будет то, что учитель поставит на ученике штамп «глупый» и опять же не обучит ничему.

Во главу вещей, развивающих способности учителя, ставится время его собственного обучения. Однако если в учителе есть высокомерие, он будет чувствовать свои знания самодостаточными и таким образом не научится ничему новому сам. Для молодого учителя ошибки и недочеты вполне естественны. Неестественно оценивать себя как безупречного и не допускающего ошибки преподавателя, не делать выводов из прошлого опыта. Если есть высокомерие, человек не может ни узреть свои недостатки, ни развить себя.

Во главу факторов, мотивирующих обучение ученика, стоит его чувство любви и уважения к учителю. Невозможно произрастание такой любви и уважения на почве заносчивости учителя, уничижительного отношения к ученикам, гнева и глумления. Хотя и не может поначалу учитель быть мастером своего дела, но уроки могут проходить намного продуктивнее благодаря его скромности и теплоте по отношению к ученикам.

Шаги ученика, вышедшего на освоение неведомого ему материка, несмелы, взгляд растерян. Ему необходим проводник, который будет учитывать его способности и скорость усвоения материала. Если в этом проводнике нет высокомерия, он сможет объяснить окружающее в состоянии духа гармонии и открытия. Если же проводник горделив, он не сможет опуститься на уровень питомца. Необходимо снисходить до уровня ученика, не только разъясняя тему, но и соблюдая целостность жизни. В сущности, учитель и ученик в своих устремлениях, мечтаниях и по образу жизни - люди совершенно разных миров. В случае пренебрежения учителя к ученику, он потеряет шанс на установление диалога с ним еще в самом начале. Даже если ученику понравится, как учитель владеет темой, его вид, его поведение, явно выражающие такие мысли, как «я знаю эту тему лучше всех, только я решаю, что и как будет сделано», может настолько ранить ученика, что построить заново благоприятную для обучения атмосферу будет практически невозможно.

Самая главная причина плохого качества высшего образования - это отсутствие самосовершенствования со стороны преподавателей. Это напрямую связано с высокомерием и гордыней. Если преподаватель не страдает завышенной самооценкой, он будет стараться развивать себя и оценит ученика как вверенную ему ценность. В итоге в образовании повысится продуктивность.

ГОРДЫНЯ - КАК БОЛЕЗНЬ.

Гордыня - это почва, порождающая ошибки и проблемы не только в образовании, но и во всех сферах жизни. Например, в основе формирования комплекса неполноценности из-за преувеличения таких относительных качеств и состояний, как бедность и некрасивая внешность, лежит мнение человека о его исключительности. Рассмотрим случай комплекса неполноценности по поводу некрасивой внешности. Человек делает проблему из данного положения из-за того, что видит себя достойным лучшего физического строения. Это мешает ему увидеть в себе другие хорошие стороны. Он попытается по-своему устранить существующее положение для того, чтобы стать красивее. Но ввиду того, что комплекс некрасивой внешности – психологический по существу, человек не получит изменений своей внешности, несмотря на старания. В результате этого он опустится морально еще на одну ступень и будет ощущать себя непоправимо уродливым. Между тем, если человек будет принимать себя таким, какой он есть, стараясь увидеть данные ему блага и говоря «Всевышний так предопределил»; производя ежедневный уход за собой, предписанный ему сунной и обычаями; с благодарностью принимая свое положение и улыбаясь, то его некрасивая внешность перестанет быть для него комплексом или останется на уровне шуток по этому поводу.

Основной причиной комплекса бедности тоже является гордыня, из-за которой человек считает такое положение недостойным его. Иначе человек не останется ни без пищи, ни без крова даже при малом доходе. Заносчивый человек, считая себя достойным иметь полный успех и высший уровень достижений, пытается перескакивать через две, три ступени в лестнице расположения вещей; но, не достигая вершины, падает вниз. Опять же из завышенного самомнения не терпит даже малейшей неудачи.

Заносчивый человек говорит: «Я силен, я все знаю, я всемогущ» и взваливает на свои плечи весь жизненный груз. Однако структура человека «замешена» на муке беззащитности, воде бедности и соли невежества. И поэтому он не в состоянии взвалить на себя весь груз; от этого старания же ему останется лишь непреходящая безнадежность, неунимаемый страх и нестихаемая грусть. Между тем, если человек проявляет скромность, говорит, вверяя себя Всевышнему (тевеккюль),: «О Аллах! Я не могу управлять собой, я вверяю себя Тебе в случае исхода моих сил по каким-то причинам», в его душе и сердце не оставят следа ежедневные трудности, и себя он не будет расстраивать всевозможными страхами не наступившего еще дня. Лекарство от отказа вверять себя Всевышнему - проявление скромности, устранение гордыни.

Самое уважаемое людьми качество души в носителях его - щедрость. Щедрый человек, с повеления Аллаха, как на Земле завоевывает сердца ее обитателей, так и на небесах удостаивается ласки и милосердия. Однако если к этому прекрасному качеству примешивается гордыня, положение вещей резко меняется. Загордившийся человек из-за своей гордыни либо не сочтет никого достойным своей щедрости и не даст никому ничего, либо преувеличит важность проявления её и будет постоянно напоминать об этом, станет корыстным и будет ожидать благодарности и похвалы в свой адрес. А когда захочет помочь, решит пренебречь суммой помощи и задержит её, к тому же зная адресата, совсем испортит свое благодеяние. Взваливая самонадеянно на плечи весь жизненный груз, такой человек не будет ощущать себя достаточно уверенным для помощи другим. Его возненавидят те, которым он горделиво оказывает помощь. Возможно, он почувствует за собой право вмешиваться в дела людей или организаций, которым он помог, и захочет сразу получить взаимность. Это лишит высокого смысла его благодеяние.

Для человека самое прекрасное состояние – находиться на правильном пути, остерегаться ошибок в мыслях, словах и действиях. Однако если к этому замечательному состоянию души примешается гордыня, то не останется никакой значимости у совершенных им дел: человек не почувствует прелести пути, на который он ступил, видя только себя на этом пути, будет не зеркалом, а тенью. Будучи спесивым и заносчивым, он не сольётся с этим путем, а попытается подстроить его под свои капризы и фантазии. К тому же высокомерие, отражающееся на поведении этого человека, отдалит других людей от его благодеяний. Общение напрямую связано с образованием, поэтому истинное преподавание не может быть построено на высокомерии.




Источник: http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=120&ISSUE=8
Категория: Учитель!!! | Добавил: Тсин (10.12.2009) | Автор: М.Н. Сарач W
Просмотров: 2571 | Комментарии: 3 | Теги: Скромность, Учитель, Всевышний, высокомерие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела

Учитель!!! [4]
Педагогика [18]
Семья [3]

Наш опрос

Кто Вы?
Всего ответов: 121

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Block title

Block content